Она отметила, что домашнее насилие начинается с контроля, когда агрессор устанавливает власть над жертвой. «Когда контроль закрепляется, мужчина чувствует власть. И если у жертвы появляется свое мнение, наступает физическое насилие», - пояснила Ирина Мазурика.
Признаки установки такого контроля могут быть разными. Это может быть и ограничение в финансах, и запрет работать или учиться. «Он говорит: я тебя обеспечу, твое дело – заботиться о семье, детях, обо мне. И может, вроде, показаться, что мужчина берет на себя ответственность, но по факту он отрезает возможность получения личных доходов, образования.
Он, как паук, прядет кокон вокруг женщины, отрезает ее от любой системы поддержки.
Говорит, мол, твои подруги на тебя плохо влияют, твоей маме я не нравлюсь. И женщина, прожив в таких отношениях несколько лет, осознает: подруг не осталось, с родителями она не общается, учебу она бросила, а ресурсов, чтобы выйти их этой ситуации, у нее нет», - рассказала Ирина Мазурика.
При этом, говорит она, жертва в абьюзивных отношениях практически всегда находится в зависимости от агрессора, а потому не решается вырваться из этого круга. «Там очень много факторов. И если мы говорим об эмоциональном состоянии жертвы: если за нее постоянно решается, как ей лучше, у нее атрофируется способность принимать решения и действовать.
Когда женщине говорят: «ты без меня ничто, ты ничего не можешь», она начинает принимать это за правду. Когда человек находится внутри этих отношений, он не видит выхода. Он верит абьюзеру, что без него он ничего не сможет», - заявила Ирина Мазурика.
Насилие имеет цикличность: оно повторяется и усиливается. «И в каждый следующий раз это будет сильнее предыдущего», - сказала специалист.
Она отметила, что у этого круга насилия есть определенная схема: сперва происходит конфликт, потом стороны мирятся и наступает «медовый месяц», а затем – стресс и круг замыкается; начинается новый конфликт, который уже тяжелее предыдущего.
«Сперва обещает исправиться. Потом даст пощечину, потом – придушит. А затем в ход идут кулаки и угрозы забрать ребенка», - рассказала Ирина Мазурика.
Но вырваться из этого круга можно, обратившись за помощью.
«В центра Marta сперва предоставляется телефонная консультация, где ситуация обсуждается в общих чертах. Ее задача – оценить, есть ли риски прямо сейчас. Мы рассказываем, что делает полиция, как выпроводить агрессора и получить ограничительный ордер, а если проблема более глубокая, и пострадавшая хочет продолжения сотрудничества, зовем на консультацию», - пояснила Ирина Мазурика.