Все люди, чьи имена были обнародованы, служили так называемыми разведчиками-нелегалами. Это люди, которые забрасывались СССР и Россией в другие страны с поддельными документами для длительной автономной работы.
"Нелегалы" делают вид, что родились и выросли в этой или другой дружественной стране, и пытаются получить секретную информацию, обычно доступную только местной политической или военной элите.
Би-би-си удалось найти дополнительные подробности биографий трех из семи людей, о которых сообщил Нарышкин.
Нуйкин мог бы стать дипломатом. Но на последних курсах на молодого человека вышли представители КГБ, предложив работать за рубежом под чужим именем. Нуйкин согласился, а потом привлек к шпионажу и свою жену Людмилу.
"Муж как-то невзначай спросил меня: не хочешь ли потрудиться с чужим паспортом? А я говорю: зачем мне чужой, у меня свой хороший. И больше мы никогда ни о чем таком не говорили. Муж был уверен во мне, что пойду за ним", - рассказала Людмила Нуйкина в интервью "Российской газете" в 2018 году.
Выдавая себя за уроженцев франкоязычных стран, Нуйкины занимались в основном промышленным шпионажем, а также сбором информации о политической обстановке в Африке и Юго-Восточной Азии. "Мы появляемся как бы из воздуха. Ниоткуда. Мы никто и звать нас никак", - так описывала Людмила правила работы советских "нелегалов".
В начале карьеры Виталия и его жену чуть не выдало то, что они были крайне непривычны к изобилию товаров в магазинах после созерцания полупустых прилавков в СССР.
"Помните, у нас были трудности с туалетной бумагой? И я, увидев в супермаркете огромные пачки, забила ими всю тележку. Муж мне сразу: ты что делаешь? Поставь на место сейчас же", - вспоминала позже Людмила.
Настоящие имена Нуйкиных, а также то, что они шпионят на СССР, британской разведке сообщил двойной агент Олег Гордиевский. Он дружил с парой и часто бывал у них в гостях.
К моменту, когда контрразведка попыталась арестовать Нуйкиных, пара уже обзавелась новыми поддельными документами и биографиями. Обнаружили нелегалов не сразу.
Людмила успела уехать в СССР чуть раньше, а Виталию, чтобы избежать ареста, пришлось несколько дней прятаться в порту в трюме причалившего судна. По пути в СССР он чуть не утонул во время сильного шторма, но корабль спасли.
В 1997 году у Нуйкина случился сердечный приступ.
"Инфаркт у него случился в аэропорту, но он заставил себя сесть за руль своей машины, доехать в нашу поликлинику, отстоять в очереди за медицинской карточкой, а потом немножко расслабился. И наступила клиническая смерть. Его воскрешали пять часов и спасли. После этого прожил еще год", - рассказала жена Виталия Нуйкина "Российской газете" через 20 лет после его смерти.
Евгений Ким. Трагедия полковника
Будущий шпион родился в корейской семье в 1932 году в городе Кочан, Корея. До сих пор о смерти Кима известно гораздо больше, чем о его жизни. В 1998 году в Москве отставного полковника КГБ сбила машина. Близких родственников у погибшего не оказалось, поэтому организацию похорон взяло на себя государство.
По воспоминаниям представителей корейской диаспоры в России, на похороны Кима собралось всего лишь девять корейцев. Зато представителей СВР было в разы больше: "Огромный зал, человек на 200, был заставлен поминальными столами. Родственников усадили на почетное место рядом с генералами и полковниками, ветеранами СВР".
Ким начал работу на КГБ в 1950-х годах. С женой и сыном для этого пришлось разлучиться. Евгений работал в одной из азиатских стран, выдавая себя за местного жителя. Жена же имела типичную славянскую внешность и не имела способностей к сложным восточным языкам.
В середине 1950-х годов сын Кима, подросток, случайно утонул во время купания. После этого жена решила развестись с Евгением.
"Нелегал сумел вырваться в Москву лишь на день и сразу после похорон, сжав зубы, поспешил на место службы", - говорится в рассказе о безымянном разведчике, опубликованном в газете "Аргументы и факты" в 2017 году. Детали этого рассказа во многом совпадают с установленными фактами биографии Кима.
Там же в общих словах поясняется, какой путь Ким прошел в неназванной азиатской стране: "Первое, что он увидел после заброски в далекую чужую страну, - бесконечные валуны. Под одним из них он нашел кем-то припрятанную крестьянскую одежду. Ему пришлось строить свою новую биографию... Выбился в люди. Занял, преодолев неимоверную конкуренцию, высокий пост".
В 1987 году полковнику Киму засекреченным указом присвоили звание Героя Советского Союза.
Михаил Васенков. Отец пианиста
На Западе Васенков более известен как человек, десятилетиями выдававший себя за Хуана Ласаро.
Первый раз его имя всплывает в 1976 году, когда он прибыл в столицу Перу из Мадрида. Ласаро утверждал, что он приехал в Лиму для исследования местного рынка табака по заказу одной из испанских компаний.
Ласаро получил перуанское гражданство и сделал успешную карьеру фотографа. На одном из мероприятий он познакомился с известной местной тележурналисткой Вики Пелаес. Говорили, что она влюбилась в Ласаро с первого взгляда. В 1983 году пара поженилась, затем они переехали в США.
"Вики, звезда перуанского телевидения, хорошо известная во всей Латинской Америке, без проблем получила должность в одной из самых известных испаноязычных газет США - El Diario La Prensa, издающейся в Нью-Йорке. Ее муж защитил докторскую диссертацию и получил должность преподавателя в престижном нью-йоркском Барух-колледже. Кроме того, он тоже начал публиковать свои политические эссе", - писала о Васенкове-Ласаро и его жене газета "Коммерсант".
Судя по всему, работа у Васенкова шла хорошо. В 1990 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
В США у пары родился сын - Хуан младший. Мальчик с детства проявлял большой талант к игре на фортепиано. Позже он стал лауреатом международных конкурсов.
Но настоящая известность пришла к семье Ласаро в 2010 году, когда Хуан-старший, Вики и еще восемь человек были задержаны ФБР по подозрению в сотрудничестве с российской Службой внешней разведки. Считается, что Хуана Ласаро выдал перешедший на сторону США бывший офицер СВР Олег Потеев.
В документах, которые ФБР представило в суде, Васенков-Ласаро и его жена работали над обеспечением финансирования сети российских "нелегалов" в США. При этом, как сообщалось, на связь с Москвой шпионы выходили по старинке - при помощи передатчика Морзе.
Васенков и его жена, а также остальные разведчики были обменяны на четверых людей, содержавшихся в российских тюрьмах (в их числе был и позже отравленный в Солсбери бывший полковник ГРУ Сергей Скрипаль).
Сын Васенкова Хуан Ласаро-младший решил остаться в США. Сейчас он продолжает там карьеру пианиста.
Имидж разведки
Желание СВР раскрыть имена сразу семерых своих шпионов - это неожиданный и редкий шаг, считает глава Центра по изучению разведки и вопросов безопасности британского Университета Брунеля Кристиан Густафсон.
Обычно разведки стараются максимально долго держать в секрете любую информацию даже о тех агентах, которые были раскрыты иностранными спецслужбами.
"То, что Москва пошла на такой шаг, говорит о двух вещах. Во-первых, им очень нужно улучшить имидж российской разведки внутри России. Последние два года мы слышали довольно много историй о задержании российских агентов в Европе. Историю с попыткой отравления Скрипаля тоже вряд ли можно занести в актив России", - говорит он.
"Неуклюжие операции последних лет чаще ассоциировались с офицерами военной разведки, а не с СВР, однако укрепить имидж разведчиков внутри России все же было важно. В конце концов, от этого во многом зависит приток новых кадров в спецслужбы", - отмечает Густафсон.
Вторая причина обнародования имен шпионов также связана с вопросами внутренней политики, уверен профессор.
"Рейтинг Путина и других представителей российской власти сейчас не так высок, как прежде. И такая своеобразная отсылка к временам былой славы может помочь чуть улучшить показатели. Сейчас везде зазвучат рассказы об успехах советской и российской разведок. А Путин всегда позиционировался как выходец из КГБ и разведки", - добавляет Густафсон.