Для Литвы тогдашний штурм советскими военными телебашни, при котором погибли 13 литовцев и один военнослужащий КГБ СССР, стал важной и трагической вехой на пути к обретению независимости. Господин Палецкис, снискавший в 2012 году славу первого осужденного Литвой за «отрицание советской агрессии», дело считает местью за его интерес к событиям 1991 года. Посольство РФ в республике назвало приговор «примером политизированного судилища».
Во вторник Шяуляйский окружной суд Литвы огласил приговор по скандальному делу экс-депутата парламента страны, оппозиционного политика Альгирдаса Палецкиса. Его признали виновным в шпионаже в пользу РФ и осудили на шесть лет тюрьмы, в то время как прокуратура запрашивала девять лет лишения свободы. Политик свою вину отрицает и намерен обжаловать приговор.
Дело о шпионаже было возбуждено в 2018 году. Генпрокуратура Литвы тогда заявила, что в ходе расследования, которое велось несколько месяцев, была раскрыта «целая сеть шпионов». В ней якобы состояли граждане Литвы и россиянин.
По данным стороны обвинения, в 2017–2018 годах господин Палецкис (предполагаемый глава «шпионской сети») и литовский бизнесмен Деймантас Бертаускас сотрудничали с российской Службой внешней разведки (СВР) и рядом граждан РФ.
Господин Бертаускас ранее признал свою вину и дал показания в отношении оппозиционера. В итоге его освободили от уголовной ответственности.
Информация, которую, как утверждают в Генпрокуратуре Литвы, собирали господа Палецкис и Бертаускас, касалась судей и прокуроров, которые рассматривали дело о событиях 13 января 1991 года. В Литве считают, что России эти данные нужны для дальнейшего уголовного преследования лиц, которые вели дело.
Напомним, 13 января 1991 года советские десантники штурмовали телебашню в Вильнюсе. Это произошло менее чем через год после того, как Верховный Совет Литовской ССР провозгласил восстановление независимости республики.
В результате столкновений у телецентра между сторонниками независимости и советскими военнослужащими погибли 14 человек, более 600 пострадали. Вслед за этим литовская прокуратура возбудила дело о госперевороте, по которому проходили подозреваемыми 48 лиц.
Большинство из них — граждане РФ, среди которых бывшие на тот момент министр обороны СССР Дмитрий Язов, председатель КГБ СССР Владимир Крючков, секретарь ЦК КПСС Олег Шенин, командир группы «Альфа» Михаил Головатов.
В 2010 году Литва приняла законы, согласно которым за отрицание «советской оккупации» в 1940–1990-х годах и «советской агрессии 1991 года» грозит штраф или два года тюрьмы. Тогда же деяния, инкриминируемые подозреваемым по «делу 13 января», были переквалифицированы в преступления против человечности и военные преступления, в отношении которых не применяется срок давности. В 2016 году окружной суд Вильнюса начал второй процесс по делу.
Число обвиняемых выросло до 65. В 2019 году суд признал всех их виновными. В 2016 году Госдума РФ назвала процесс «политически мотивированным судилищем» и раскритиковала власти Литвы за то, что обвиняемых судили по статьям, не существовавшим в январе 1991-го. В 2019 году Следственный комитет РФ возбудил уголовные дела против литовских судей, прокуроров и следователей, которые вели дело.
В ходе судебного процесса прокуратура представила несколько фактов, которые, по мнению обвинения, подтверждают вину господина Палецкиса. В период с 2017 по 2018 год он, в частности, встречался с бывшим офицером «Альфы» Эдуардом Кругловым, экс-командиром группы Михаилом Головатовым и разведчиком ФСБ, чья личность еще устанавливается.
В феврале 2017 года оппозиционер вместе с предпринимателем Бертаускасом ездил в Москву — якобы для того, чтобы договориться о сотрудничестве с «Единой Россией». Причем визы, по версии прокуратуры, российская сторона предоставила им бесплатно. За работу на спецслужбы РФ шпионы предположительно получили на двоих €6 тыс.
Альгирдас Палецкис отстаивает иную версию событий. По его словам, он ездил в Москву как журналист, поскольку писал книгу о событиях 13 января. «С разведками не имел дела… Вел свое журналистское расследование. В его рамках брал интервью у участников этих событий, которые живут в России.
Также общался с российскими политиками, журналистами, политологами — на конференциях и семинарах, в том числе и в Крыму»,— ранее заявил он порталу Baltnews. Кроме того, оппозиционер обращал внимание на то, что судебный процесс проходит в закрытом режиме, что, по его мнению, свидетельствует: у прокуратуры нет весомых доказательств его вины.
В письме, опубликованном в 2019 году в Facebook лидером Русского союза Латвии Татьяной Жданок, политик выразил уверенность: власти Литвы таким образом мстят ему за интерес к «делу 13 января».
Отметим, что это второе уголовное дело, обвиняемым по которому проходил Альгирдас Палецкис. В 2011 году политик, успевший до этого поработать в литовском МИДе и побыть вице-мэром Вильнюса, усомнился в официальной версии Литвы о событиях января 1991 года.
Рассуждая в эфире радиостанции Ziniu radijas о тех днях, он сказал: «Как сейчас выясняется, свои стреляли в своих». Это утверждение господин Палецкис вскоре повторил на российском «Пятом канале». В 2011-м политику предъявили обвинения по статье об «отрицании советской агрессии».
В следующем году суд в Вильнюсе признал его виновным и приговорил к штрафу в 10,4 тыс. литов (262 тыс. руб.). Сам политик назвал приговор «угрозой любому гражданину Литвы, который обладает своим мнением».
Оба дела получили широкую общественную огласку в прибалтийской республике. На них также не раз обращали внимание в РФ и Белоруссии. В защиту подсудимого Палецкиса по делу об «отрицании советской агрессии» выступали Московское бюро по правам человека, международное правозащитное движение «Мир без нацизма», представители Латвийского комитета по правам человека и Латвийского антифашистского комитета. МИД Белоруссии, выпустивший в 2012 году доклад о нарушениях прав человека, также упомянул в нем дело господина Палецкиса.
Сегодня приговор прокомментировало посольство РФ в Литве. «Вердикт по так называемому делу Палецкиса — очередной пример политизированного судилища в Литве на основании шитого белыми нитками обвинения в шпионаже в пользу России,— отметило диппредставительство в Twitter.— Рассчитываем, что в конечном итоге возобладает справедливость и ни в чем не повинный журналист будет освобожден».