"Репортаж Марины Ким на государственном телеканале очень хорошо вписывается в рекламную кампанию, при помощи которой диктатор Ким Чен Ын намерен снова пленить своих соседей на севере. (...) Так, по инициативе северокорейских строительных компаний, задействованных в крупных проектах на территории РФ, в российских изданиях регулярно появляются хвалебные гимны в адрес правителя в Пхеньяне, замаскированные под рекламу", - замечает Die Zeit. А турагентство Nkorean с недавних пор привлекает в страну и российского туриста.
"Недавно, - продолжает журналист, - российская телекоммуникационная компания TransTeleCom предоставила находящейся в международной изоляции стране вторую интернет-линию".
Новая фаза сотрудничества между Москвой и Пхеньяном основывается на здравом расчете, считает Киреев. "Пхеньяну в срочном порядке нужны новые союзники. Из-за своей ядерной программы страна находится в международной изоляции, международное сообщество уже ввело против Северной Кореи жесткие санкции, а отношения с Китаем, до недавних пор самым важным союзником, в последние недели заметно охладели".
"И тут шеф Кремля Владимир Путин предлагает себя как альтернативу в роли адвоката опального режима", - говорится в статье. Российское руководство уверено, что санкции не приведут к отказу Пхеньяна от ядерной программы.
"Россия в прошлом участвовала в принятии решений ООН по санкциям в отношении Пхеньяна, например, резолюции, касающейся ограничений поставок вооружений в Северную Корею и импорта северокорейских ископаемых. В середине октября этого года Россия присоединилась к новой ооновской резолюции по санкциям, однако, - замечает журналист, - для российской экономики прописанные там ограничения не станут болезненными".
"Северокорейский режим привлекателен для Москвы, прежде всего, по политическим причинам. (...) Неслучайно Путин напомнил о свержении режимов в Ираке и Ливии, когда недавно журналисты спросили его об ужесточении северокорейских санкций. Обе страны стали для России примерами неудачной смены режима и того, почему не стоит вмешиваться во внутренние дела другой страны".
Россия хочет действовать на международной арене, прежде всего, как посредник, замечает Максим Киреев. По мнению Андрея Кортунова, генерального директора близкого к МИДу Российского совета по международным делам (РСМД), "защита Ким Чен Ына с российской стороны имеет тот же расчет, что и в случае с Башаром аль-Асадом". Если режим падет, считает Кортунов, "Москва может утратить и свои возможности для влияния".
Как замечает Константин Асмолов, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований и Института Дальнего Востока РАН, "Северная Корея, владеющая ядерным оружием, - меньшее зло, с точки зрения Москвы, по сравнению с конфликтом, который может разразиться на полуострове".
Как показывают данные ВЦИОМ, около 70% российских респондентов поддерживают посредническую роль Москвы. "Без России ничего не получится - вывод совершенно в духе президента Путина", - заключает Максим Киреев.