Дело в том, что, с точки зрения Еврокомиссии, Польша разрушает независимость своей судебной системы, и Брюссель требует от стран Евросоюза проголосовать за начало санкционной процедуры против Варшавы. "Самый негативный сценарий развития событий предусматривает лишение Польши права голоса (в Совете ЕС)", - поясняет журналистка.
"Брюссель долго медлил, теперь Еврокомиссия не видит альтернативы подобной мере", - замечает автор статьи. Однако тут же, после оглашения решения, вице-председателю Еврокомиссии Франсу Тиммермансу журналисткой из Восточной Европы был задан вопрос о том, не принимает ли Брюссель во внимание тот факт, насколько контрпродуктивным окажется это "беспрецедентное решение" и как сильно оно подстегнет и без того нарастающую волну евроскепсиса.
"Тиммерманс и его коллеги, несомненно, отдают себе отчет во всех рисках, связанных с принятым решением. Еврокомиссия в течение двух лет пыталась отговорить Варшаву от перекраивания судебной системы", - передает автор публикации.
Однако национал-консервативная правящая партия "Закон и справедливость", с точки зрения Брюсселя, с помощью судебной реформы продолжает выхолащивать правовую государственность и принцип разделения ветвей власти. В этой связи (...) и было принято решение о запуске санкционной процедуры в порядке седьмой статьи Договора о ЕС", - поясняет Кролли.
"Брюссель посчитал, что самое время начать действовать, чтобы сохранить доверие к основанному на общих ценностях и верховенстве закона Евросоюзу. Маловероятно и, скорее всего, исключено, что дело действительно дойдет до введения самых серьезных санкций. Реализация этого механизма возможна лишь после единогласного решения, а Венгрия уже объявила о том, что встанет на сторону Варшавы", - замечает журналистка.
Польский МИД подверг решение Брюсселя жесткой критике, указав на его политический, а не правовой характер, говорится в статье.
"Однако для Еврокомиссии было важно сделать столь решительный шаг и передать ответственность странам-членам ЕС. Теперь европейские столицы будут вынуждены открыто заявить о своей позиции, даже если многие из них совсем не в восторге от этого".
"Проблема в том, - продолжает автор, - что угроза жестких санкций против Польши звучит в тот момент, когда напряженность в отношениях между Востоком и Западом велика как никогда (...). Правое правительство Польши успешно закрепило за Евросоюзом образ врага Польши; Запад находится на пороге окончательного развала и морально сгнил - таков нарратив правительства".
Возможно, полагает автор, ЕС слишком долго раздумывал и вряд ли сможет чего-то добиться в борьбе за правовую государственность в Польше. "В стране было принято 13 законов, позволяющих политике осуществлять прямое вмешательство в деятельность всех судов и прокуратур".
Однако, по мнению Брюсселя, риск бездействия был все же выше. "Последствия этого шага предвидеть невозможно. Кто знает, может, в конечном итоге последует выход Польши из ЕС - даже если, согласно опросам, население страны этого не хочет", - пишет в заключение автор.