Российским олигархам, проживающим в Великобритании, придется отчитаться перед местными властями, на какие средства они ведут роскошную жизнь на берегах Туманного Альбиона. В стране вступил в силу закон «О криминальных финансах», позволяющий местным судам наложить арест на собственность иностранцев, если они признают источник его происхождения «сомнительным». По разным данным, состоятельные россияне хранят на Британских островах активы на сумму не менее $180 млрд. Теперь им придется решать, что делать со своим имуществом, которое Лондон грозит конфисковать, пишет mk.ru
По словам министра обороны Великобритании Гэвина Уильямсона, «наша задача в том, чтобы учесть все приобретенное неясным способом имущество, и для этого приняты меры». Он связал новую инициативу с «делом Скрипаля», в рамках которого уже выданы первые ордера на арест имущества выходцев из России.
Закон «О криминальных финансах» касается не только миллиардеров, а всех иностранцев, чье состояние превышает $70 тыс. В соответствии с законом, если владелец недвижимости, компаний и банковских счетов не сможет внятно объяснить, откуда появилась его собственность, то активы признают «сомнительными» и на них накладывается арест. Санкциям подвергнутся, по словам Уильямсона, не только «богатства необъясненного происхождения» рядовых толстосумов, но и собственность «политически значимых лиц».
Как отмечает британская газета The Guardian, поскольку министр обороны упомянул «дело Скрипаля», эта мера главным образом затронет российских бизнесменов, обосновавшихся на Британских островах. Причем, вне зависимости от того, покинули они Родину по собственному желанию или были вынуждены переселиться из-за преследования со стороны российских правоохранительных органов.
Великобритания считается одной из излюбленных нашими богатыми соотечественниками стран. Не случайно россияне входят в число самых богатых жителей Туманного Альбиона. В рейтинге британского издания Sunday Times, на пятом месте находится Алишер Усманов, а на тринадцатом — Роман Абрамович.
Они не только располагают дорогостоящей недвижимостью в виде замков и шикарных особняков, но и являются собственниками футбольных клубов премьер-лиги Англии: первый владеет 30% «Арсенала», а второму принадлежит «Челси». К наиболее обеспеченным выходцам из России приписывают супругу экс-мэра Москвы Елену Батурину, партнера Абрамовича по «Сибнефти» Евгения Швидлера и Леонида Блаватника, сделавшего состояние на продаже доли в нефтяной компании ТНК.
Оценить совокупную сумму собственности россиян в Великобритании сложно. По словам замдиректора аналитического департамента «Альпари» Анны Кокоревой, финансовые ведомства России не расписывают отток капитала отдельно по каждой стране. По разным оценкам, в Лондоне и его окрестностях проживает от 160 тыс до 300 тыс граждан из России. Около 100 тысяч из них являются «сверхобеспеченными» людьми. В последний раз Росстат раскрывал объем накопленных в Великобритании российских инвестиций только в 2013 году, назвав сумму в $9 млрд.
Между тем, в отчете лондонского подразделения Deutsche Bank названа более внушительная сумма. Изучив статистику платежных балансов, его специалисты пришли к выводу, что в 2010-2017 годах в британские банки были переведены «десятки миллиардов долларов «серого» капитала из России». Один из авторов отчета Оливер Харви отмечает, что в последние 10 лет скорость прироста российских денег в Великобритании составляла $1,5 млрд в месяц. Из этого следует, что на конец 2017 года россияне скопили там не менее $180 млрд, не учитывая того, что было переведено в Великобританию ранее.
Какие активы Лондон может признать «сомнительными» и арестовать? По мнению управляющего партнера коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимира Старинского, в этот список в первую очередь должно попасть имущество, приобретенное на доходы, полученные от незаконной деятельности. «Теоретически, выявить подобные активы британские власти могли и ранее, но до последнего момента они не обладали эффективным механизмом, позволяющим говорить о масштабной борьбе в этом направлении. Новые правила коснутся не только «политически значимых лиц», но и их семей, помощников и иных близких», — отмечает юрист.
Попадание имущества в реестр «сомнительного» может привести к его принудительному изъятию. «Конфискация будет производиться по решению суда, которое можно оспорить, так как изъятие, по сути, будет осуществляться на основании подозрений. На практике новые законодательные инициативы грозят самой Великобритании, поскольку они могут привести к переводу российскими бизнесменами своих активов в другие страны», — полагает Старинский.