Крупицы драгоценного материала
В последнем, 11–м, номере В. В. Симиндей отметил статьи латвийских историков — Сергей Цоя и Александр Малнач раскрывают прошлое Православной церкви в нашей стране, ее историографию. Предыдущий номер коснулся попыток германской разведки — абвера установить кураторство над департаментом государственной безопасности Латвии в последний год диктатуры Улманиса. Не вышло — глава политохранки Янис Фридрихсонс отказался сотрудничать с ведомством Канариса, оттого и статья называется "Неудача капитана Крибица".
Важным вопросом остается историческая политика в отношении событий XX века. В последнем номере Дмитрий Стратиевский (ФРГ) рассматривает компенсации красноармейцам от правительства в Берлине.
— В Германии подняли тему советских военнопленных, сменилось несколько поколений политиков ФРГ, пока не поняли, что русские в плену — специфическая группа. Я говорю как внук человека, который умер после войны, вернувшись из германского плена, — сказал В. Симиндей. — Деду помог бежать из плена австриец, и хотя он прожил потом недолго, в 1946 году родилась моя мама.
В свою очередь, вековой юбилей русской революции на ее родине в 1917 году прошел "затушеванно".
"В Латвии в этом году будут отмечать 100–летие, вообще же решили праздновать 5 лет подряд", — напомнил редактор.
Практикует журнал и историческую полемику, позволяющую вносить в узкоцеховой дискурс эмоции. "Будем привлекать политологов, культурологов, дипломатов". Как отметил В. Симиндей, бывший советник–посланник посольства России в Латвии Михаил Васильевич Демурин опубликовал свое мнение о книге Т. Жданок и М. Митрофанова "Русские в Латвии". "Сейчас они поменялись местами", — заметил об уходящем и будущем евродепутатах В. Симиндей.
Директор "Исторической памяти" Александр Решидеович Дюков сообщил, что научный ежеквартальник, в 2017 году вышедший на планировавшийся режим работы, теперь цитируется в рейтинге академических публикаций РИНЦ (Российский индекс научного цитирования).
В объем более 250 страниц входят специфические исторические публикации, архивные документы, развернутые рецензии (на те книги, которые в России мало кто прочтет, — латышские, литовские, эстонские). С юмором правнук знаменитого диверсанта Красной армии Старостина помянул тему спецслужб как любимую. "Прибалтийское направление" для фонда будет приоритетом и в 2018 году.
Ответственный секретарь журнала Максим Александрович Вилков сказал, что издание идет в ногу с современными технологиями — его всегда можно скачать на сайте historicalmemory.ru. Специализированные книжные исторические магазины в России предлагают бумажную версию. В обязательном порядке бесплатные экземпляры отправляются в библиотеки (в т. ч. Латвии).
Ближайшие планы — быть представленными в требовательной ВАК, Всероссийской аттестационной комиссии. Будет и много переводов: "Передовые статьи иностранных авторов должны быть представлены в российской прессе". Некоторое несоответствие есть у российских и европейских наукометрических стандартов, но это намерены уладить.
К сожалению, споры ученых сегодня разрешаются спецслужбами. Например, Варшава объявила персоной нон–грата российского доктора наук, сотрудника Ягеллонского университета.
— После того как господина Карнаухова выслали из Польши, мы сочли своим долгом включить его в редакционную коллегию, — сказал В. Симиндей. — Мы сами с Александром Дюковым в 2012 году были включены в латвийский черный список. Дело вроде бы давнее, но в ЛР по–прежнему тот же министр иностранных дел. И нет возможности даже в судебном порядке оспорить это решение, потому что это вопрос политический.
"Мы даже не на все издания нашего фонда ставим свой лейбл, потому что к этому порой очень внимательно относятся в Восточной Европе", — отметил Владимир Владимирович. Хотя книги выходят и на иностранных языках — по–французски (кстати, о перевороте в Латвии 1934 года), по–молдавски.
"Хочу, чтобы они вернулись"
Дипломат и политолог Михаил Демурин вспомнил те времена с середины 90–х до начала 2000–х, когда ему самому пришлось "делать историю" — и в МИДе России, и в посольстве РФ в ЛР. "Дружески отношусь к тем, кто написал книгу "Русские в Латвии", хочу, чтобы они вернулись на политическую сцену", — высказался М. Демурин, который критически настроен к "так называемому улучшению отношений".
— Надо предъявить счет тем, кто хочет головы задурить в отношении советского периода. Это сложно, но это можно.
Сам М. В. Демурин решил пройти семейную историю — свою и жены. "Отец служил во время войны в контрразведке, одну из глав я так и назвал — "Офицер СМЕРШа".
Сейчас бывший советник–посланник входит в Зиновьевский клуб, названный в честь выдающегося философа Александра Зиновьева, высланного в 70–е на Запад за критику советского строя. Но именно Зиновьев в прямом эфире французского ТВ решительно оппонировал тогдашнему кумиру Ельцину. Михаил Демурин вспоминает:
— Я уходил из МИДа с чувством, что субъект исторической политики утерян. Будет маневрирование, более или менее успешное. Но чтобы поставить точки над i, надо ответить, готов ты умереть за это или нет.
М. Демурин сказал, что в архивах по–прежнему хранятся 3,5 миллиона обращений к Сталину. Как интересно было бы изучить этот гигантский массив. "У нас же есть научные роты в Министерстве обороны — почему бы их не привлечь?" — заметил В. Симиндей.
На "круглом столе" в Москве присутствовали и члены Российско–Латвийской исторической комиссии, во главе со старейшиной, профессором. Они констатировали: пока что она не работает. Ждут переформатирования со стороны Латвии…
Юрий Владимирович Сизов, экс–журналист рижской "Молодежки", ныне руководитель фонда "Янтарный мост", предложил выпустить книгу о 100 латышах в истории России. В. Симиндей напомнил, что на недавно вышедшей латвийской марке фигурирует офицер в имперской форме — бравый Андрей Пумпур, автор "Лачплесиса" и герой войны с турками.
— К сожалению, во всей Восточной Европе в истории сейчас возобладал националистический дискурс. Кроме Беларуси! — констатировал старший преподаватель БГУ Юрий Вячеславович Шевцов.
А вообще, XX век, вокруг которого сейчас ломаются копья, не единственная горячая тема для истории. Ведь нации вызревали на протяжении веков! Владимир Симиндей: "Все, что опирается на источники и касается нашего региона, имеет право быть".
Николай КАБАНОВ.