«В этих глазах все прочитать можно», — говорит семейный врач Илзе Скуя. Она в Veselības centra 4 уже принимает первых беженцев. В ее практику за помощью обратились двое несовершеннолетних и их мама.
«Этот путь — они фактически промерзли, с острыми респираторными инфекциями не справились... Именно во время переезда они фактически двое суток стояли на улице. Дети 17-летние. У одного было воспаление среднего уха... И мама... У мамы тревога. Это логично. Состояние посттравматического стресса», — говорит доктор.
К ней беженцы пришли по рекомендации уже зарегистрированных в практике пациентов. Скуя подчеркнула: тревога, депрессия и другие ментальные проблемы ожидаются у большинства тех, кто покинул объятую войной страну. Семейный врач уверена, что необходимость психологической поддержки будет только расти.
О том, что у большинства беженцев есть психологические проблемы, говорит и глава Латвийской ассоциации семейных врачей Сармите Вейде.
«Были уже первые сигналы от коллег о таких проблемах. Это главным образом тревога, бессонница, чувство страха. Поэтому мы попросили у ассоциации психиатров напомнить нам о главных шагах в такой ситуации — как помочь пациентам. Второе — мы попросили у Министерства здравоохранения и Центра профилактики и контроля заболеваний информацию о вакцинации: какой порядок в Украине и как нам продолжить курс вакцинации», — добавила она.
Предполагается также, что семейным врачам помогут коллеги из Службы неотложной медицинской помощи — они напомнят обо всем, что требуется при оказании первой помощи.
Но хватит ли всем мест у семейных врачей? Вейде считает: если Латвия примет 10 тыс. беженцев и распределит их по всем практикам, рост нагрузки будет незаметным.
Глава Латвийского общества врачей Илзе Айзсалниеце указывает: есть способ помочь и пациентам, и украинским врачам.
«Эти украинские врачи могут помочь своим пациентам, которые приехали как беженцы из Украины. Если мы готовы принять 10 тыс. беженцев, то еще 6 дополнительных семейных врачей нужны для их лечения. Есть очень много возможностей, чтобы они могли работать в Латвии как врачи», — говорит Айзсалниеце.
В Национальной службе здравоохранения постоянно следят за ситуацией — и оценивают доступные ресурсы. В данный момент нет опасений, что из-за притока беженцев у латвийцев могут возникнуть проблемы с доступностью медицинских услуг, указала представитель ведомства Эвия Шталберга.
«В данный момент такие ситуации не выявлены. Есть отдельные пункты, куда обращаются [беженцы], отдельные случаи. Конечно, с ростом числа украинских беженцев, которые приезжают в Латвию, растет и потребность. Но в данный момент нет оснований беспокоиться, что будет таким образом осложнена доступность услуг», — подчеркнула она.
Шталберга напомнила: всем украинским беженцам обеспечат не только семейного врача, но и все оплачиваемые государством услуги здравоохранения.