Есть у нас в Риге уникальное, единственное в своем роде учебное заведение, которое на протяжении вот уже более полувека стало родным для сотен и сотен мальчишек и девчонок. Их сюда, в уютное здание на Миера, 62, приводят родители, бабушки и дедушки еще в 3–4–летнем возрасте. Покидают же они его, как правило, через 15–20 лет уже вполне состоявшимися взрослыми людьми. А некоторые остаются в этих стенах и далее в качестве наставников новых поколений. Это заведение именуется Рижской гимнастической школой (далее — РГШ).
Школа всему голова
Уже восьмой год ее возглавляет воспитанник РГШ Бронислав Константинович. Он и действующий старейшина тренерского штаба по спортивной гимнастике Латвии Александр Патрушев, которому в прошлом году исполнилось 80 (!) лет, и будут нашими собеседниками.
РГШ объединяет два отдельных гимнастических вида — спортивную и художественную. Каждый из этих двух олимпийских видов спорта имеет свои особенности, свою историю и своих героев. Сегодня речь пойдет о спортивной гимнастике, с которой школа и начиналась.
Знаменательна даже сама дата основания РГШ — 1 января 1962 года. То есть именно в первый день этого года школе исполнилось 55 лет. Все успехи нашей спортивной гимнастики на международном уровне связаны с учениками и тренерами этой школы, начиная с Натальи Лащеновой, олимпийской чемпионки в составе сборной СССР на Олимпиаде в Сеуле еще в 1988 году. Ее первый тренер, Гунта Афанасьева, работает в школе до сих пор.
Первым олимпийским чемпионом Латвии после обретения ею независимости в 1991 году стал воспитанник школы Игорь Вихров, сенсационно "выстрелив" в австралийском Сиднее в 2000 году в вольных упражнениях. А уже на следующей Олимпиаде в Афинах (Греция) его товарищ по школе и по сборной Латвии Евгений Сапроненко завоевал "серебро" в опорном прыжке.
К этому успеху обоих наших гимнастов причастен и тренер Александр Патрушев. И еще на протяжении некоторого времени после этих Олимпиад в копилке латвийских спортсменов усилиями этой дружной пары оказывались медали с мировых и европейских чемпионатов. Но, увы, новых имен такого уровня мы с тех пор так и не обрели.
В свою очередь Игорь и Евгений несколько лет назад после окончания карьеры в большом спорте основали гимнастический клуб при Латвийском олимпийском центре, который в этом году вместе с целой группой молодых перспективных гимнастов организационно вошел в состав РГШ. И это, как считают мои собеседники, очень отрадный факт, особенно в наше непростое время и при явном снижении результатов у наших гимнастов высшего уровня за последнее время.
Преемственность поколений: Бронислав Константинович (слева) и Александр Патрушев
Давайте жить без резких движений!
Но об этом и о том, в каком же направлении в целом развивается мировая гимнастика, разговор пойдет ниже. А пока все же спустимся с Олимпа на землю и поговорим о том, как и чем живет нынче сама школа. На мой вопрос, изменилось ли что–нибудь коренным образом в жизни РШГ в лучшую или худшую сторону со времени нашего последнего большого интервью пятилетней давности, ответ последовал мгновенный и довольно неожиданный:
— Слава богу, коренных изменений не зафиксировано. Ведь о существенных положительных сдвигах в жизни школы, как и в жизни всей страны, сегодня даже мечтать не приходится. А вот что касается изменений со знаком минус, то таких предпосылок более чем хватает.
Начатые в последнее время реформы в сфере образования нас, конечно, тоже трясут и задевают. Но пока удается сохранить наработки, которые были сделаны предыдущими поколениями тренеров и спортсменов…
Практически одновременно с приходом нынешнего директора произошло организационное объединение в одно целое двух до этого самостоятельных гимнастических школ — спортивной и художественной.
У "художественников" остается нерешенным самый болевой момент — это отсутствие своего постоянного спортивного зала, который они вынуждены арендовать в различных местах. Это очень усложняет для них весь учебно–тренировочный процесс. Что же касается спортивной гимнастики, то она имеет свое здание в центре Риги с большим спортивным и тренировочными залами по адресу: ул. Миера, 62.
Пока что в целом удается сохранять в качестве основного вида деятельности школы ее профессиональное направление. Более того, эта деятельность еще и расширяется. Например, благодаря личной инициативе одного из школьных тренеров уже третий год предоставляется возможность заниматься гимнастикой ребятам с ограниченными возможностями. Для них организованы специальные занятия по субботам.
Все в гости к нам — и стар, и млад
В последнее время интенсивно развивается еще одно направление — так называемая гимнастика для всех, куда приглашаются дети, начиная с четырехлетнего возраста. Подобные же занятиям по интересам проходят во всех спортивных школах страны.
Эта программа финансируется самоуправлениями. Ее цель — привлечение как можно большего количества детей к занятиям спортом и повышение уровня их общефизической подготовки. Несомненно, программа добавила работы всему тренерскому составу. Увеличилась нагрузка у педагогов, добавились некоторые функциональные обязанности.
Но в школе понимают, что нововведения связаны как с ухудшением демографической ситуации в стране, так и с ухудшением физического развития подрастающего поколения в современных условиях. То, что детей вообще стало меньше, в школе ощущают первыми.
Еще не так давно частенько наиболее активные и физически развитые детишки сами приходили к тренеру и просили его "записать в секцию".
Сегодня же приоритеты у молодежи поменялись, и, за редким исключением, своих чад приводят в спортивные школы и секции родители, обеспокоенные их лишним весом и продолжительным времяпровождением за компьютером.
В программу занятий по интересам в школу как раз попадают в большинстве своем именно полненькие и слабо развитые в физическом отношении дети. Отобрать среди них будущих чемпионов, конечно, весьма сложно. Поэтому необходимость отбора самых перспективных ребят для занятий гимнастикой в обычных школах и детсадах осталась. И тем не менее в школе, несмотря ни на что, идет своя спортивная жизнь с ее неудачами и победами.
Только что успешно прошел юбилейный, двадцатый по счету, международный турнир по спортивной гимнастике "Кубок тигренка", который собрал спортсменов в возрасте от 12 до 24 лет из 9 стран, включая Латвию, Белоруссию, Россию, Украину, Грузию, Литву, Норвегию, Германию, Израиль.
Всего в них участвовали представители из 21 спортивной школы/клуба. Одна лишь Белоруссия привезла 4 полные команды. Очень сильных мальчиков–гимнастов показали нам на этот раз литовцы и украинцы. А у них положение с финансированием, помещениями и инвентарем гораздо хуже, чем у нас.
Все там держится на мастерстве и энтузиазме тренеров и постоянной помощи родителей спортсменов. Вот и в Ригу украинцы, например, приехали за свой счет, то есть за счет родителей спортсменов.
Не остаются без внимания и ветераны, уже покинувшие активный спорт. Для них годом позже после появления "тигренка" организован ежегодный международный турнир ветеранов. В этом году он пройдет уже в девятнадцатый раз.
Движение по спирали никто не отменял
При всех этих особенностях современного бытия, по убеждению Бронислава, в сегодняшней жизни гимнастической школы ожидаются перемены к лучшему, и наметившийся в последние годы затяжной спад, кажется, подходит к концу.
Уже давно замечено, что все в жизни развивается циклично. Это касается спорта вообще и гимнастики в частности. Сейчас в школе проходит процесс смены поколений и появилась довольно большая группа перспективных ребят в возрасте 10–12 лет, которые дают надежду, что вскоре вырастет неплохая смена нашим сегодняшним лидерам гимнастической сборной Латвии Дмитрию Трефилову, Виталию Кардашеву и Валерии Гришане, для которых предыдущий олимпийский сезон сложился неудачно.
Хотя Дмитрий и Виталий неплохо проявили себя в отдельных упражнениях на этапах "Мирового вызова", пробиться на Олимпиаду в Рио они (так же как и Валерия) так и не сумели. Так что до успехов латвийской гимнастики на Олимпиадах 2000 и 2004 годов пока еще далеко.
К тому же среди нынешних наших действующих сениоров больше громких имен и нет. Дмитрий Трефилов тренируется и работает в Москве; Виталий Кардашев уехал в Швецию, где занимается по индивидуальному плану и работает тренером.
Не все ладится пока и у лидера женской сборной Валерии Гришане. В этом году она не попала в так называемый А–состав, дающий право на получение спортивной стипендии, и находится на перепутье. Но потенциал у ней есть, и будем надеяться, что она будет выступать на очередном европейском первенстве если не в многоборье, то хотя бы на отдельных снарядах.
Среди юниоров очень большие надежды подают воспитанники школы Олег Иванов, Эдгар Чудовскис, Ричард Плате и Эдвин Родевич. У девушек также не без юных дарований. Это Элина Вихрова (дочь нашего олимпийского чемпиона), Мария Шаевко.
В мире, где всё продается и всё покупается
Надо сказать, что проблемы с формированием полноценной гимнастической сборной были у нас всегда, только на фоне отдельных успехов нескольких спортсменов они как бы уходили на второй план. При сегодняшней просто сумасшедшей конкуренции в мировой гимнастике даже наличие сверхталантливых ребят и не менее талантливого и опытного тренерского состава не дает полной гарантии успеха.
Резко увеличилось количество стран на всех континентах, в которых стали активно развивать спортивную гимнастику и которые готовы вкладывать большие средства в ее развитие. При этом очень большим спросом пользуются тренерские кадры из России и других стран бывшего СССР, в том числе и из Латвии.
Например, совсем недавно один из латвийских тренеров уехал работать по контракту в Тунис! И это далеко не единичный для школы случай. Выпускники Рижской школы гимнастики успешно работают тренерами на высоком профессиональном уровне во многих странах мира: Норвегии, Германии, Англии, США. И уже там создают свои гимнастические клубы, как это сделал в Нью–Йоке бывший рижанин Александр Мирецкий, приведший в свое время к олимпийскому "золоту" Наталью Лощенову.
Это, конечно, вселяет гордость за нашу гимнастическую школу, но все–таки хотелось бы, чтобы большая часть из них оставалась у нас.
Хотя и тут есть положительные примеры. О Вихрове, Сапроненко и нашем сегодняшнем собеседнике Константиновиче мы уже говорили. Еще один наш гимнаст, выпускник РГШ, — Максим Нилов. Завершив свою спортивную карьеру и окончив с отличием Латвийскую академию спортивной педагогики, сегодня в родных стенах он тренирует юниорскую сборную.
Но вот доводить талантливую молодежь до высшей планки у нас становится все сложнее. За рубежом во многих странах на развитие гимнастики, ее техническое оснащение и применение самых современных методов в тренировочном процессе тратятся внушительные средства.
Для этого созданы даже специальные школы–интернаты, где дети наравне с учебой по общеобразовательной программе, 8–9 месяцев в году по 2–4 (!) раза в день под руководством высокопрофессиональных тренеров занимаются повышением своего спортивного мастерства.
При этом им обеспечено рациональное питание, медицинское наблюдение и поддерживается четкий распорядок дня. Что для ребят в трудном подростковом возрасте имеет немаловажное значение. Например, для основной сборной России, ее юношеской и юниорской сборных подобная спортивная база создана в экологически чистом районе Подмосковья, у озера Круглое, в живописном лесопарке.
И это не считая множества спортивных школ и еще большего количества спортивных классов по всей стране.
У нас, как всегда, свой путь
К сожалению, мы в этом плане сильно отстаем от этой мировой тенденции. Ведь наши школьники имеют возможность заниматься спортом только во второй половине дня — после окончания занятий в обычной школе. А вечером им еще надо дома успеть сделать домашние задания.
И если для учащихся младших классов с их более коротким учебным процессом еще можно организовать хотя бы полноценные одноразовые тренировки начиная с двух часов дня, то для старшеклассников, которые освобождаются только где–то после четырех–пяти вечера, и это сделать проблематично.
Получается, что чем старше становятся наши спортсмены, тем меньше у них времени для занятий спортом. А ведь должно быть все наоборот. И с каждым годом этот разрыв только увеличивается.
Очередная школьная реформа — особенно новшества в системе финансирования школ и оплаты преподавателей — не улучшает положение. Зарплата осталась фактически на прежнем уровне. Более того, если бы не помощь Рижской думы с ее дополнительным финансированием, то школа с этой новой системой оплаты при сохранении уровня зарплат лишилась бы десяти тренерских ставок.
Приходится констатировать, что связка "общеобразовательная школа — спортивная школа" в ее нынешнем виде у нас не работает. Особенно это касается подготовки спортсменов и тренеров высшей квалификации. И нечто подобное наблюдается не только в гимнастике, но и в спорте в целом.
Дополнительную конкуренцию создает такое нововведение, как возможность для спортсмена за два года до очередной Олимпиады поменять гражданство и выступить на ней под новым флагом. Таким образом многие страны, где нет еще спортсменов высокого уровня в какой–либо олимпийской дисциплине, просто перекупают их у другой страны, где очень сильная конкуренция для попадания в национальную команду.
И тут идет уже реальный расчет. Что выгоднее и проще на данном этапе для государства: подготовить своего спортсмена или закупить иностранного.
Ясно, конечно, что нам на данном этапе воспользоваться такой возможностью однозначно не по карману. И в школе это прекрасно понимают. Тем более, как говорит Бронислав, свой "материал" для этого имеется. А для более эффективного его использования, по мнению моих собеседников, надо не так уж много в нашем чисто материальном мире, где уже с детства каждый привык искать в любом деле свой интерес.
Пора бы все–таки рассмотреть вопрос об учреждении детских стипендий (по аналогии с большим спортом) для наиболее успешных ребят. Это, в принципе, стоит не таких уж больших денег, но толчок в решении вопроса привлечения наиболее талантливых и трудолюбивых детей к спорту, безусловно, даст.
Есть и второй вариант, о котором мы уже упоминали: создание спортивных школ–интернатов с частичным или полным обеспечением учебного и спортивного циклов.
Каждая страна делает свой выбор. У нас же в последнее время все настойчивее предлагается другой путь. Речь идет о ликвидации спортивных школ и передаче их функций частным клубам. Мол, клубы смогут более рационально использовать выделяемые государствам средства.
Но практика показывает, что клуб работает по каждому конкретному проекту до тех пор, пока это ему приносит выгоду. А как только тема перестает приносить дивиденды, клуб может прекратить свою деятельность в этом направлении. А воссоздавать гораздо труднее, чем разрушать.
Школа дает какую то основу, базу, которая позволяет в трудные времена выжить, а при благоприятных обстоятельствах быстро "восстать из пепла". Показателен в этом плане и опыт наших прибалтийских соседей. В Эстонии как раз пошли по этому пути. В итоге спортивная школа ликвидирована, а гимнастов высшего звена как не было, так и нет. И брать их уже неоткуда. Даже если очень захочется.
А вот в Литве гимнастическая школа даже при минимальной помощи государства все же существует и периодически выдает "на ковер" совсем неплохих ребят.
Свет в конце тоннеля
Что касается технической базы, то на сегодняшний день, на первый взгляд, все не так уж плохо. По крайней мере, в большом зале все гимнастические снаряды соответствуют современным стандартам. Последнее крупное приобретение прошлого года — это новейший многослойный ковер для вольных упражнений.
За что опять надо благодарить Рижское самоуправление. Но для организации крупного международного турнира этого недостаточно. Надо, чтобы такое оборудование было в наличии хотя бы в трех экземплярах. Одно в основном и два — в разминочных залах. Это для нас пока просто неподъемные деньги.
Поэтому турниры уровня нашего "тигренка" мы еще проводить можем, а более высокого, например чемпионат Европы, увы, нет. Ведь для этого нужны еще и новые стационарные залы. Здесь уже должен быть другой, государственный уровень поддержки.
Но, несмотря ни на что, гимнастика живет и развивается. И за каждым циклом спада обычно всегда следует подъем. А вот в том, чтобы последний был заметным, и заключается задача тренеров и государства. Главное сегодня — это не потерять, не разрушить то положительное, что было наработано за предыдущие годы.
Владимир СТАРКОВ