Принуждение к поцелую; пробуждение в кровати преподавателя
«Дошло до того, что однажды утром я проснулась, а мой педагог лежал рядом со мной. Я открыла глаза и просто хотела исчезнуть из этого мира. Я никогда не чувствовала себя настолько ужасно. Я не хотела его больше никогда видеть, но вечером того же дня я встретила его в академии и почувствовала панический страх. Я больше не ходила на его лекции, мне как-то удалось сдать экзамен.... Это было противно — он на столько лет старше меня. Я вообще не понимаю, что происходит у него в голове и почему он это сделал», — рассказывает программе одна из студенток. Он жалеет о произошедшем.
Молодая женщина осознает, что на самом деле это не было изнасилованием, и что лектор воспользовался ситуацией, когда она находилась в состоянии алкогольного опьянения, однако в случае другой студентки речь уже о сексуальном насилии: «Помимо тирании и манипуляций, был еще этот физический контакт.
Конкретный заведующий кафедрой схватил мою голову, притянул к губам, силой всунул свой язык. Все это было под большим принуждением. И тогда я остановила это».
За неделю «Культурный шок» получил показания семи студенток об отдельных преподавателях академии. Несколько историй касаются одного и того же человека: «Все началось с сообщений в Мессенджере, с комментариями по поводу моих действий, я, конечно, чувствовал себя очень некомфортно и хотела провалиться под землю, потому что, когда были отправлены эти сообщения, мы находились в одном помещении, и он наблюдал за моей реакцией на это сообщение. Потом были приглашения встретиться, от которых я, конечно же, отказалась».
Показания еще одной жертвы: «Девочки с других курсов меня уже предупреждали, чтобы я не носила короткие юбки и не красила губы красным, но он все равно сначала пишет, и, скорее всего, уже видел тебя в интернете.
Так и произошло — он уже ответил мне реакциями в «Инстаграме» — сердечками, комплиментами, ответами на сторис. Были и приглашения встретиться — было противно это читать... И ты все время спрашиваешь себя, почему тебе так некомфортно? Может, преподаватель просто дружелюбный, может, он большой артист – может, это важно для результата? Может быть, ты что-то преувеличиваешь или неправильно понимаешь?»
Студенты в основном молчали, но были случаи, о которых руководство знало
Студенты уже много лет подвергаются сексуальным домогательствам со стороны некоторых преподавателей Музыкальной академии. Большинство жертв промолчали из-за страха.
«Как вы знаете, Латвия — маленькая страна, где одно неверное действие может разрушить вашу карьеру и репутацию.
А еще, если посмотреть, то мое слово и его слово несопоставимы, и поэтому уже есть страх, что мне не поверят, и тогда понимаешь, что человек имеет в этом опыт и каким-то образом знает, как выйти из ситуации. Делаются конкретные намеки на последствия, а потом действительно есть страх, как это повлияет на мою дальнейшую жизнь... И, конечно, я думаю, всем нелегко публично признать себя жертвой, потому что часть общества попытается увидеть в этом мою вину», — говорит одна из студенток.
Другая студентка считает, что жалобы не помогут: «И кому я это скажу – другим педагогам, руководству? В чем смысл? И кто вообще мне поверит? Я знаю девушек, у которых были разные ситуации — сообщения от педагогов, приглашения встретиться, касания... Никто из них ничего не сказал академии, ибо какой в этом смысл? Наверное, нет веры, что она что-то сделает.
Потому что в академии до сих пор работают разные люди, некоторые извращенцы еще со времен учебы моих родителей. И кто-нибудь что-то сделал с этим?»
Однако есть студенты, которые обратились за помощью к ректору Музыкальной академии Гунтару Пранису: «Когда ситуация обострилась, ухудшилась, и я почувствовала себя абсолютно беспомощной и бессильной, я обратилась к ректору академии, чтобы рассказать о ситуации, попросила помочь решить ситуацию. Надо отметить, что решение моей ситуации частично было найдено, но это не мешает подобным историям продолжаться и сегодня. Поэтому я не чувствовал себя в безопасности ни тогда, ни сейчас».
Одна из студенток пишет «Культурному шоку», что ее родители, отправляя дочь в университет, могут только надеяться, что к ней больше никто не пристанет: «Приемлемо ли это для родителей будущих студентов? Отдать ребенка в учреждение, где его, скорее всего, не защитят, если произойдет что-то подобное, но постараются тихо и корректно замести все под ковер».
Писательница Инга Гайле говорит, что это проблема нашего общества: «Мы очень хотим спрятать это под ковер, под шкаф. Мы не хотим об этом говорить, потому что вся структура нашего общества во многом основана на объективации женщины и том, что у женщин есть какая-то определенная функция. И поскольку на это мало смотрели и мало об этом говорили, нам хочется продолжения, ведь “все же шло так хорошо... ”».
Ректор академии уклоняется от прямых вопросов
По неофициальной информации, о действиях как минимум одного преподавателя руководству Музыкальной академии доводилось слышать неоднократно. Анете Илвес, руководитель отдела по предотвращению дискриминации бюро омбудсмена, считает, что если это правда, то это бросает тень на руководство академии:
«Конечно, я спекулирую, потому что мы ничего не оценивали и не получали информацию и т.д., но если о нарушениях известно и уже много лет ничего не решается, то в принципе это означает, что уже есть поддержка таким действиям со стороны руководства».
Хотя «Культурный шок» предлагал различные варианты интервью, ректор Музыкальной академии Гунтар Пранис отказался от беседы перед камерой, не объяснив до конца причины, по которым он выскажет свое мнение только в письменной форме.
Правда, даже в своем письменном ответе ректор Музыкальной академии не ответил прямо на вопросы — чем вызвано издание приказа от 8 февраля о правилах поведения сотрудников академии, знал ли ректор о случаях домогательств, какова будет реакция и как планируется предотвратить подобные случаи в будущем?
«Студентам предлагается в случаях выявления поведения, нарушающего положения настоящего приказа, а также в любых других случаях, когда, по мнению студента, имело место нарушение общепринятых норм этики и поведения, немедленно обратиться к ректору академии или любому другому сотруднику, которому обучающийся доверяет и который может помочь в решении данного вопроса. При получении такого представления последуют немедленные действия в зависимости от характера нарушения, указанного в заявлении: путем его рассмотрения в Комиссии по этике, применяя дисциплинарное взыскание или обращаясь в правоохранительные органы. Как уже говорилось — Латвийская музыкальная академия имени Язепа Витолса однозначно выступает против любого неэтичного, не соответствующего общепринятым общественным нормам поведения, общения или отношения к студентам, сотрудникам или гостям учреждения», — пишет «Культурному шоку» Гунтар Пранис, ректор Музыкальной академии.
«Результаты опроса оказались шокирующими»
По неофициальной информации, приказ от 8 февраля был издан после того, как один из преподавателей поверил рассказу пострадавшей девушки и обратился за решением ситуации к руководству академии. После этого Студенческое самоуправление и Сенат Музыкальной академии также отреагировали на изданные 8 февраля правила поведения сотрудников Музыкальной академии, предложив студентам заполнить анонимные анкеты, подвергались ли они сексуальным домогательствам в академии. «Идея анонимного опроса возникла после поступивших на заседании Сената жалоб студентов на неподобающее поведение одного преподавателя.
Результаты опроса оказались шокирующими. Я сочувствую пострадавшим студентам, но без их показаний и официальных заявлений ничего начать невозможно», — пишет программе Илона Мейя, председатель Сената академии.
Ответ Студенческого самоуправления Музыкальной академии также дан в письменной форме: «Студенту нужна большая смелость, чтобы рассказать о пережитом. Есть вероятность того, что человек, обладающий властью, попытается свести счеты со студентом, саботируя его карьерные возможности. Студенческое самоуправление академии очень активно участвует в решении ситуации. Наша главная цель – защитить права студентов, и мы надеемся, что, сотрудничая с руководством академии, мы сможет привлечь виновных к ответственности».
Студенты, решившие поговорить с «Культурным шоком», очень боятся, даже несмотря на анонимность.
Совет академии сообщил программе, что после созыва внеочередного заседания было решено с понедельника ввести новую анонимную анкету, чтобы студенты могли анонимно подавать жалобы непосредственно совету.
«Культурный шок» знает виновных, но нужно больше доказательств
В распоряжении «Культурного шока» есть имена виновных. Пока их не будут обнародовать из-за недостатка доказательств на случай суда. Однако все заявления девушек будут переданы в бюро омбудсмена.
Представитель бюро Анете Ильвес призывает пострадавших студентов отозваться, чтобы собрать необходимые доказательства: в 2020 году голливудского кинопродюсера Харви Вайнштейна признали виновным в сексуальном насилии и изнасиловании, приговорив к 23 годам лишения свободы. Шесть лет назад режиссер Йонс Вайткус был исключен из Литовской академии музыки и театра за сексуальные домогательства к студентам.
Вряд ли у Латвийской музыкальной академии, в случае бездействия, хватит ковров, под которые можно будет «замести» показания всех пострадавших.
(Фото иллюстративное.)