Как победить секты, если даже само это слово понимают все как умеют — от психологов до юристов, не говоря уже о простых гражданах? А если тоталитарная религиозная или коммерческая организация еще и маскируется под невинную общественную, где людям предлагают или "путь к себе", или сказочно разбогатеть, продавая очередной "божественный препарат", исцеляющий от всего? В Латвии около 1 000 (!) только официально зарегистрированн
У нас в стране многоликим "душеспасателям" противостоит лишь Латвийский комитет по борьбе с тоталитарными сектами, сопредседатель которого Виктор ЕЛКИН разработал собственную методику, как вывести "святых" на чистую воду. А помогает ему в этом Светлана КРЫЛОВА, которая проводит одновременно два исследования. Одно — социолингвистиче
Защитить родного человека
— Когда я училась в школе, а потом поступила в вуз, нередко видела людей, вступивших в секты, — рассказывает "ВЕСТЯМ" Светлана. — Это были далеко не самые глупые люди, образованные, с характером, и все равно попали под влияние тоталитарной организации. Почему так случилось? И я видела, как меняется их жизнь, слышала жуткие истории их родственников.
И мне стало интересно: почему эти люди попали в секту, а не увлеклись чем–то другим — более безопасным? И наконец: как руководители этих организаций (или местные представители международных структур) смогли к себе привлечь даже тех, кто запросто способен найти достоверную информацию о секте? Значит, не только глупых и необразованных захватить можно в крайне опасную организацию? Тогда — каким способом?
В какой–то момент, несколько лет назад, я познакомилась с Виктором Елкиным и предложила ему свою помощь. И главное, чего я хотела: помогать людям, попавшим в секты. Здесь, как выяснилось, главная помощь в "профилактике заболевания" — в информировании людей, чтобы те знали, что их ждет в той или иной организации и что она на самом деле из себя представляет. Также было важно понять, что побуждает человека вступить в секту, какие ценности (духовные, физические, материальные?) он ищет.
Признаюсь: до того как я стала сотрудничать с комитетом, и не предполагала, что в Латвии ситуация с сектами настолько запущенная. Стала общаться и с теми, кто смог уйти от сект, и с родственниками. А сейчас я провожу исследование на базе отделения русистики и славистики Латвийского университета плюс на факультете психологии российской Высшей школы экономики и, используя научные базы вузов двух стран, занимаюсь этим феноменом — "секта"…
Душеведы под лупой
— В ЛУ у меня работа связана с социолингвистиче
Слово "секта" у каждого жителя нашей страны на слуху. Но почему мы называем сектантами тех или иных людей? Сейчас в отношении самого этого понятия большая путаница. Определения даже в толковых словарях и разных научных справочниках разнятся, значительно отличаются от публичного понимания термина. Такая неопределенность дает возможность для спекуляций, и это на руку руководителям сект. Например, мы размываем это понятие, называя сектами любые группы (хоть кружок вышивания крестиком!), и в то же время часто слышим утверждение, что тоталитарных религиозных организаций сегодня практически нет (если понимать их как закрытые группы отшельников).
Очередной семинар по йоге — это секта? Работа психолога в кружке анонимных алкоголиков и наркоманов — сектантская? А харизматы вроде "Нового поколения", которые прекрасно социализировалис
Ничего аналогичного в Латвии никогда точно не делалось. Предлагаем поучаствовать в исследовании всех читателей газеты "ВЕСТИ": вы окажете нам неоценимую помощь! Чтобы принять участие в исследовании, можно написать по адресу antisekt@inbox.l
Кризис — время "божественное"
— Кто–то полагает, что сейчас разного рода тоталитарных религиозных (самый яркий пример — сайентологи) и коммерческих культов (скажем, "Вижн") меньше по сравнению с ситуацией двадцатилетней давности, — говорит Светлана. — Ошибаетесь! Опасные организации сейчас мощно работают — как было в начале и середине 1990–х, как во время кризиса 2008–го. В самые сложные периоды, когда всюду экономические дрязги, войны, политическая нестабильность, тоталитарные организации особенно активно пополняют свои ряды.
Секта предлагает то, что вы ищете. Ищете друзей — вот вам они. Бога? Пожалуйста! И так далее… В 1990–е люди были раздерганными, и "собрать" их, улучшить им здоровье тут же предложил "Гербалайф". Во время кризиса 2008–го особенно активизировались сайентологи со своим учением о дианетике — предлагали всем "найти себя", тестировали "на здоровье" при помощи всяких приборчиков прямо на улице, звали бесплатное кино посмотреть и на психологические курсы сходить, избавить от любых зависимостей. И тогда, и теперь успешно действуют и всевозможные индийско–латвийс
Так же и в наше время: из–за нестабильной обстановки в экономическом и культурном плане человеку бывает сложно найти опору, почувствовать фундамент под ногами — для осмысленной жизни и для принятия верных решений. Зачастую социальная неопределенность и приводит людей в религиозные культы. Деструктивная группа, имитируя удовлетворение потребностей, использует человека в своих целях. Важно помнить, что любой человек в тот или иной период своей жизни может потерять почву под ногами! От непредвиденных случаев никто не застрахован.
Но важно, где мы ищем опору в трудных ситуациях и кому позволяем на себя влиять: первому встречному, который в нужный момент постучал в нашу дверь и предложил помощь? Или же мы ищем эту опору в чем–то большем, действуем обдуманно, несмотря ни на что? Кто–то находит защиту и тот самый фундамент под ногами в секте — и остается там, постепенно соглашаясь со всеми принципами группы. Что потом происходит с этим человеком? Догадаться несложно…
Разумеется, человек вначале не подозревает, куда попал, и тут вдруг его жизнь начинают жестко контролировать. А когда бедняга завяз в структуре по полной, его еще и работать за гроши заставляют "на благо общины", и в какой–то момент вся жизнь человека оказывается под колпаком, а сам несчастный — на коротком поводке. Тут речь может идти не только о религиозных сектах, но и о жестких коммерческих культах, которых навалом, где предлагают стать частью финансовой пирамиды, уверовав в чудодейственност
Операция: взорвать мозг
В свою очередь, Виктор ЕЛКИН разработал методику, как доказать, что секта — это секта. Его методика создана уже на базе кафедры социальной психологии факультета психологии Московского государственного университета, где он окончил аспирантуру и сейчас готовится к защите научной работы.
— Для начала важно рассматривать характеристику того или иного учения, — говорит Виктор, который на несколько недель приехал из Москвы в родную Ригу. — Психологическое воздействие, применяемое в рамках этого учения, часто носит скрытый характер, реальные его цели и задачи никак не афишируются. Например, муниты из Церкви объединения, основанной Сан Мен Муном, используют такие способы, чтобы завлечь народ в религиозные сети: действуют от разных организаций "за мир", "против наркотиков", "за здоровье молодежи" и тому подобное. Только что пришедшему для знакомства человеку не говорится, что организация — продукт "святого Муна", это становится ясно уже потом, когда может быть поздно.
По методике можно измерить и степень деструктивного воздействия. Тут первое, на что стоит обращать внимание, — характеристика учения. Когда оно имеет претензию на абсолютную истину в последней инстанции — стоит задуматься. На какую роль его лидер претендует? Чаще он — "абсолютный гений", что не подлежит сомнению. Самый яркий пример — Рон Хаббард, создавший Церковь сайентологии. Хотя перед нами может быть и сразу Христос, а таких в мире немало, допустим — Виссарион.
Мы рассматриваем и другие критерии — скажем, вмешательство группы и осуществление контроля в тех сферах жизнедеятельност
Да, немало и приличных организаций, которые реально помогают человеку. Только опасных НАМНОГО больше! Первые вопросы, которые у вас должны возникнуть при знакомстве с организацией, такие:
Желает ли она денег "с клиента"? Осуществляет ли она контроль над вами? Желает ли ее лидер власти? Нет ли попытки вмешательства в жизнь паствы?
Решили пойти в гости в ту или иную организацию — так не поленитесь и соберите о ней информацию хотя бы в Интернете, где не всегда лишь одна ерунда написана. Друзья, будьте внимательны! — предупреждает Виктор Елкин…