Есть две структуры, которые выдают деньги бизнесу. Служба госдоходов и финансовое учреждение Altum. Последнее даёт государственные займы и гарантии предпринимателям, пострадавшим от Covid-кризиса. За несколько дней подано больше сотни заявок, говорит Рейнис Берзиньш, руководитель финансового учреждения Altum:
«Примерно половина сейчас пропорция отказов, потому что очень много таких проектов, у которых были трудности до 31 декабря 2019 года и которые не отвечают критериям — например, аккумулированные убытки больше половины зарегистрированного капитала. Это регулирование придумал не Altum! Оно для нас обязательно как для тех, кто использует общественные средства. И, к сожалению, приходится признать, что есть предприятия, которые пытаются решить появившиеся до кризиса проблемы с помощью этой программы».
Но в Altum идут те, у кого ещё что-то вертится. Самые отчаявшиеся идут в СГД. За пособием за простой. Управляющая Hotel de Rome Линда Мурниеце в прошлый кризис 2009 года была министром внутренних дел. Она сообщила грустную новость – отель не квалифицировался на пособие по простою из-за налоговых долгов.
«Цифры, на которые мы подали в Службу госдоходов, сотрудников было 45 человек на этот день».
Теперь фирма пойдёт на процесс неплатежеспособности, признала управляющая отелем:
«Что значит, что я эти долги никогда и не отдам, потому что у меня не будет уже фирмы. Если государство откажет, потеряет очень много. Не только налогоплательщиков, но и те деньги, которые я бы отдавала, если бы я начала работать».
На этой неделе обещания в пособии за простой получили и самозанятые, хотя и там не без своих странностей. Но в самом незавидном положении из всех оказались члены правлений фирм. Им пособия по простою не полагаются в принципе. Даже если фирма стоит совсем. Руководитель туристического агентства Nikos Travel Agency Елена Серебрякова — именно в таком положении:
«У меня есть поддержка семьи и поддержка мужа, есть те, у кого поддержки нет. Им тоже намного хуже. Я рассчитывала хотя бы это получить. Я оформила своим менеджерам, но себе оформить не смогла».
Остановилось дело и у Мирослава Кодиса, председателя правления Easy Travel Latvia. Он возил микроавтобусами пассажиров между аэропортами Риги, Вильнюса и Каунаса.
«Я понимаю, что есть члены правления airBaltic, где члены правления сидят на 20-х этажах в офисах. Круто, но во многих мелких фирмах, в том числе и моей — звучит круто. Хозяин! Но я тоже работник, я тоже езжу на автобусе, тоже вожу пассажиров, и это моя единственная работа. И получается, что кто-то решил, что мы не подходим», — рассказал Кодис.
Предприниматель Сергей Снегирёв,совладелец INTEA E-learning, BranchTrack.com — один из тех, кто заявлений о поддержке из-за коронавируса не писал. Но на пальцах объясняет, почему надо спасать коллег-бизнесменов.
«Их нужно поддерживать, потому что других денег у государства нет! В Латвии нет скважины, из которой можно качать золото. У нас в Латвии единственные деньги, которые зарабатываются государством, зарабатываются бизнесом. Всё — не будет нас, не будет ничего!»
Пока же предприниматели живут как в Библии, где легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божье. Считай — получить господдержку. К концу недели получателей госпомощи стало больше. И ушко шире, и верблюды тоньше.