План «Объект» предусматривает действия при угрозе на суше, а есть еще «Судно», «Самолет», «Толпа» — описывающие соответствующие сценарии в конкретных местах. Все они подготовлены, чтобы обеспечить эффективные и упорядоченные действия правоохранительных органов в конкретной обстановке для нейтрализации угроз. План «Толпа» — новый, его на этой неделе утвердили впервые, рассказал замначальника Службы госбезопасности Эрик Цинкус:
«С 2015 года Европа всё чаще сталкивается с небывалым числом исламских террористов. И наблюдаются изменения в способах нападения. А именно, операции по захвату заложников сменились быстрыми нападениями в многолюдных местах. Изменились методы — применение труднодоступного огнестрельного оружия сменилось простыми методами нападения, например, наездом транспортного средства на толпу людей. Или нападениями с холодным оружием. Потому и возникает необходимость своевременно и превентивно думать о разработке новых планов. Таков план с кодовым названием “Толпа”.
Планы реагирования утверждают в Кабмине часто, из-за этого нет оснований полагать, будто сейчас ожидается угроза.
«Сейчас в нашем распоряжении не имеется информации о возрастающей угрозе терроризма в Латвии. Все еще сохраняется низкий уровень террористической угрозы, нет оснований думать, что в ближайшее время он повысится», — сказал Цинкус.
В свою очередь, что касается внутренней угрозы беспорядков, то, по оценке социоантрополога Клава Седлениекса, при теперешней кризисной пандемии Covid-19 жители Латвии находятся в состоянии неопределенности. И это — благодатная почва для появления новых лидеров. Однако эти лидеры могут быть разными — могут быть и такие, что еще больше «задурят голову» населению. Антропологи называют их трикстерами. В понимании Седлениекса, в Латвии таким трикстером является депутат Сейма Алдис Гобземс.
«Трикстер такой лидер, который способен увлечь и создать о себе представление, будто он показывает путь к выходу из кризиса. Но в действительности его главная цель — замутить воду еще больше. Поведение Гобземса — деятельностб такого типичного трикстера. И то, что он назвал свою новую партию «Закон и порядок», а в каждом втором мессидже призывает нарушать этот закон и устраивать беспорядки — это противоречие очень четко его характеризует. Пытается ли он спровоцировать на нечто большее — вот вопрос!» — считает социоантрополог.
Седлениекс пояснил, что потенциал для массовых беспорядков достаточно велик — но будут ли они, прогнозировать трудно.
Госсекретарь МВД Димитрий Трофимов указал Latvijas Radio, что ответсвенные службы готовы реагировать и привлекать необходимые ресурсы, если это окажется необходимо.
«Мы понимаем, что эти события определенно организуются в контексте одной и той же возможности — мобилизовать участников. Эти темы, нужно сказать, сейчас не изменились. Совершенно точно задачей полиции будет реагировать на каждое из потенциальных событий», — заявил Трофимов.
Клав Седлениекс добавил: для снижения риска массовых беспорядков необходимо разъяснять населению, какие ограничения и мероприятия ожидаются в ближайшее время. Тогда удастся развеять в людях ощущение неизвестности.