«Себестоимость строительства выросла сумасшедшим образом! И многие новые проекты притормозились, потому что часть девелоперов решила выждать: вдруг затраты снизятся», — рассказал Роман Голубев, редактор журнала «Квадратный метр» и портала varianti.lv. В такой ситуации многие покупатели обратили свой взор на серийные квартиры, как более доступные.
«Ценовой индекс за январь (его рассчитывают, учтя все сделки за месяц минус самые дешевые и самые дорогие) — в серийном сегменте 920 евро за 1 кв.м. На вторичном рынке цены квартир с хорошим ремонтом уже внушительные», — добавил Айгар Шмитс, глава Латвийской ассоциации недвижимости (LANĪDA).
Разброс цен зависит от микрорайона: в Болдерае типовая квартира в январе стоила в среднем 656 евро за кв.м, а на Тейке — 1054 евро за кв.м.
«400 евро разницы! Причем на Тейке это будет даже без ремонта, потому что на Тейке цены уже за 1,5 тысячи заходят. Так что ценовой индекс показывает «среднюю температуру» на рынке», — поясняет Шмитс.
Почему так дорожают «серийки»? Существует четкая взаимосвязь с новыми проектами, говорит Шмитс:
«Если растут цены на строительство нового жилья, а затраты на строительство — уже 1300-1400 за кв.м (из-за чего я не верю, что кто-то скоро будет строить в Елгаве или еще где-то под Ригой многоквартирные проекты). И девелоперу нужно еще получить банковское финансирование, так что чтобы ему заработать, цена продажи новых квартир должна быть минимум 2200 за кв.м (при этом ему еще НДС 500 евро уплатить надо будет).
Маржа получается не такая интересная для серьезных девелоперов. И формула очень простая! Когда индекс сделок на вторичном рынке где-то достигнет себестоимости нового жилья — в этом месте можно начинать строить».
Как здоровое для рынка расценивается соотношение стоимости нового и старого жилья с разницей в 50% в пользу нового, пояснил Роман Голубев. И хотя маклеры любят повторять, что в Латви рынка недвижимости нет — есть Рига, под Ригой и Юрмала, стоимость жилья растет по всей стране:
«Тут есть несколько ключевых мотивов. Первое — доступность банковского кредитования. Это главный локомотив для латвийского рынка! В новостройках вообще до 80-90% сделок совершается с привлечением кредитных средств. По стране в целом (я брал заключение сделок и закрепление в Земельной книге кредитных договоров) — 60-65%. То есть у нас получается всего до 40% покупок не в кредит, и то это в регионах, где небольшие суммы.
А в столице и вокруг нее все стараются в кредит! И кредиты есть, они доступны. Если ты соответствуешь требованиям, которые выдвигает банк. Плюс ставки на кредит сейчас очень интересные. (..) Это мотивационный момент».
Какому жилью сейчас доверяют больше — новому, серийному, довоенному? По словам риэлторов, может сложиться впечатление, будто серийному, но это лишь потому, что оно доступнее по цене.
«Людям надо где-то жить, так или иначе. И они смотрят, где могут себе это позволить. Жить в новых проектах хотели бы все! Особо упертые люди, может быть, возьмутся вам доказывать, что качество «сталинки» лучше, чем в новостройке, но это редкие примеры... Качество постройки и жизни в новом проекте лучше и выше — вопрос лишь, можем мы это себе финансово позволить или нет», — говорит Роман Голубев.
Популярность 119-й серии тянется с советских времен — это стереотипы, но обоснованные. Эти дома лучше других типовых многоэтажек и построены позже других серий. Но проблема в будущем та, что их сложнее окажется реновировать — из-за конфигурации фасадных панелей, пояснили гости «ТЧК».