Нас приучают сортировать бытовые отходы, сдавать тару от напитков. Так сказать, воспитывают жить культурно и в согласии с окружающей средой. Но почему–то нововведения в основном усложняют жизнь обычного человека, который работает, платит налоги, воспитывает маленьких детей или отдыхает на пенсии.
...Депозитная система упаковки напитков действует в Латвии уже почти два года — с 1 февраля 2022–го. За это время много было споров: надо или не надо, удобно для жителей или нет, выгодно магазинам, а следовательно, коммерсантам или нет? Единого мнения так и не выработалось, но тароматы работают по всей стране – с бОльшим или меньшим успехом.
Не было хлопот...
Мы послушали, что говорят жители по поводу системы депозита. А говорят разное. В основном потребители недовольны тем, что сдача тары превращается в специальный ритуал, на который надо выделить время, а депозитные 10 центов – это очередной налог или скрытое подорожание напитков.
— Когда нам сдавать эти бутылки? Тароматы у супермаркетов, а я и большинство людей, которые работают, в магазин заходят после работы, — говорит рижанка Ирина.— Что, прикажете на работу с сумкой стеклотары ехать или с пакетом пластиковых бутылок? Вот была бы картина!
— По дороге на работу тару не захватишь – таромат может быть закрыт на санитарный перерыв, или столпится очередь, а время рассчитано, особенно у тех, для кого транспорт ходит один–два раза в час, — поделилась мнением Александра, жительница рижского района Болдерая.
— «Спасибо» в кавычках за тароматы. Теперь мы раз или два в месяц целенаправленно едем сдавать тару. Это получается суббота или воскресенье, — рассказал Антон, житель Юрмалы. — Бывает, собирается длинная очередь таких же, как мы, — с мешками тары. Стоять приходится по полчаса, а то и больше — если таромат вдруг закроют на разгрузку или уборку. Нам это надо в выходной день?
— Родители живут в деревне, — говорит Сергей, житель Даугавпилса. – У них тоже собираются бутылки, а сдавать некуда. Таромат ближайший — в городе. Так они складывают в сарае, и я, когда приезжаю раз в полгода, забираю все и отвожу в таромат. А у стариков–то деньги уже ушли на оплату бесполезной тары...
— Почему там всегда воняет пивом? Я его терпеть не могу, поэтому и не хожу туда, — рассказала рижанка Ксения. – Раньше, если мы шли сдавать тару, то мыли бутылки, а сейчас никто этого не делает – культура другая, да и вода тоже денег стоит. Я свои бутылки отдаю детям из соседской многодетной семьи, они хоть спасибо говорят...
— Я на пенсии, и мне как будто в упрек порой говорят, что времени у пенсионеров полно, — рассказала жительница рижского района Кенгарагс Татьяна. – Хоть я пиво не пью, но собираются бутылки от питьевой воды. По одной в таромат не понесешь, поэтому собираю штук десять, за две недели. А они большие – двухлитровые, их где–то хранить надо. Живу в социальном доме, спасибо дали квартиру на старости лет: 14 метров – и кухня, и комната, и санузел. Где тут хранить бутылки? А выбросить жалко – каждая 10 центов. При пенсии в 390 евро каждая копеечка – состояние...
— Мы выбрасываем. Нет ни времени, ни желания возиться с пустыми бутылками и банками. В тароматах вечно воняет, грязно, — говорит рижанин, житель Плявниеков Антон. – 10 центов в наше время – не деньги. Даже евро, если сдать десять штук, погоды семье не сделает. Ясно, что нас надули: подняли цену на напитки на 10 центов – идите, сдавайте бутылки, как бомжи...
— Сначала выбрасывали тару, а потом посчитали, что в месяц это может набраться 3, а то и 4–5 евро, в зависимости от того, что и сколько покупаем – питьевую воду, минералку, пиво. Только пластмассовой тары от воды в месяц набирается 30 штук. За год это 36 евро как минимум, — рассуждает Иван из Лиепаи. – Но теперь еще и об этом приходится думать – когда ехать сдавать и куда...
— Я выбрасываю – у меня за месяц набирается на 2–3 евро максимум, — говорит Елена из Прейли. — В тароматах есть функция – пожертвовать. Я бы жертвовала – это лучше, чем выбрасывать. Но это означает, что мне все равно надо где–то хранить эти бутылки и банки и выбрать время идти к таромату. Почему не сделать это прямо в магазине? Покупаешь товар с депозитом, расплачиваешься, а эти 10 центов за тару или больше – жертвуешь зверушкам или детям–сиротам. А пока так не сделали, будем выбрасывать...
Ищи, кому выгодно
С чем согласны все противники тароматов – стало чисто на зеленых лужайках во дворах, где под кустами и на пенечках–скамеечках собираются любители выпить на природе. Или они с собой забирают тару, или ее подбирают те, для кого это промысел. И это, пожалуй, единственный плюс, который находят в новой системе жители — потребители товаров с депозитом.
Так кому выгодна система депозитов? На первый взгляд — магазинам. Но они открещиваются от корысти: сами больше всех сопротивлялись установке тароматов. Дескать, лишняя бухгалтерия, расходы, людей не хватает. И действительно, порой собираются очереди: пункт приема закрыт, работник ушел в магазин. Он и за грузчика в магазине, и за дежурного в таромате.
Тем не менее, переплачивая по 10 центов за каждую бутылку воды, пива, сока, покупатель оставляет свои денежки в кассе магазина. А это в месяц для семьи могут набраться приличные деньги. С 1 июля можно сдавать не только пивные и от воды банки и бутылки – стеклянные, пластмассовые, жестяные, а также тару из–под алкогольных коктейлей, сиропов.
Надо сказать, у противников депозитной системы есть весомый аргумент. В Евросоюзе 28 государств — и только в 18 есть система депозита. За последние десять лет ни одна страна не ввела эту систему с финансовой выгодой. За два года после введения депозитария Литва потерпела убытки на 4,2 миллиона евро.
Основная цель проекта – избавить природу от мусора, улучшить утилизацию отходов в Латвии и стимулировать переработку выбрасываемых в окружающую среду упаковок. И цель, как говорится, оправдывает средства. Сортировка отходов действует малоэффективно, а вот дополнительные деньги за покупку будут сильнее стимулировать жителей не выбрасывать тару. Так решили — и так сделали, а нас не спросили...
цифры и факты
Полтора миллиона ежедневно
* В тароматы ежедневно сдается более 1,5 млн. пустых упаковок, а на следующий день после Лиго в этом году сдали почти 2 млн. единиц пустой тары.
* В сентябре на латвийский рынок было выпущено 35,2 млн. единиц депозитных упаковок, а в депозитные пункты возвращено более 29 млн. единиц, то есть возвращено 83% депозитных упаковок, проданных месяцем ранее, — информирует ООО Depoz1ta Iepakojuma.
* В настоящее время перерабатывается только 45% PET–упаковок (одна из разновидностей тары, для производства которой в качестве основного сырья используют полиэтилентерефталат или термопластик), а 55% попадает в природу. Цель Евросоюза – добиться, чтобы свыше 90% упаковки уходило на переработку.
* В Литве благодаря системе депозита собирается и перерабатывается 92% пластмассовой упаковки, стекла – 89%, металла – около 90%. В Эстонии и Скандинавии схожие показатели.
* С декабря 2022 года жители Латвии посредством тароматов направили на благотворительность (Ziedot.lv) депозитный сбор за 3 270 548 единиц упаковки, или 327 054,80 евро. Теперь, помимо трех благотворительных целей (для детей украинских беженцев; нуждающимся сениорам; животным в приютах), можно делать пожертвования и для тяжелобольных детей...
кстати
Абсолютный пока рекорд по количеству сданных одним человеком за один раз пустых бутылок и баночек составляет 999 упаковок — за него был получен депозитный купон на сумму 99,9 евро.
ВНИМАНИЕ: купон надо использовать целиком!
Вера СТЕПНОВА