Мартиньш Аболиньш, экономист банка "Citadele", считает, что ситуация на Украине очень нестабильна и возможны разные сценарии событий.
"Если речь идет только о текущих санкциях в финансовом секторе, то существенного влияния на показатели латвийской экономики не должно быть. Цены на энергоносители за последние недели существенно не изменились. Однако цены на природный газ, нефть и электроэнергию по-прежнему высоки, и в настоящее время государство тратит около 60 миллионов евро в месяц, компенсируя увеличение расходов домохозяйств и предприятий", - сказал Аболиньш.
Он также указал, что если цены на природный газ останутся на нынешнем уровне до лета и природный газ будет закупаться по этой цене на следующий отопительный сезон, то осенью тарифы на отопление в Латвии снова значительно вырастут, и мы потратим на импорт энергоресурсов на 1-1,5 млрд евро больше.
"Это будет означать, что инфляция будет снижаться не так быстро и возникнет дополнительная финансовая нагрузка на население, предприятия и госбюджет. Если экспорт в Россию уменьшится из-за дополнительных финансовых санкций и дорогих энергоресурсов, это отнимет у латвийской экономики 3-5 процентных пунктов в год. Неприятно, но часть экспорта можно перенаправить на другие рынки", - сказал Аболиньш.
Он также сказал, что на данный момент нет оснований беспокоиться о влиянии на банковский сектор.
"Уровень долгов в Латвии низкий, а макроэкономические показатели хорошие. Пандемия "Covid-19" уже показала устойчивость нашей экономики к неожиданным потрясениям, а экспорт в Россию невелик по сравнению со странами ЕС. Если события приведут к фактическому исключению России из мировой экономики, это вызовет дальнейший рост мировых цен на энергоносители, и такой шок окажет негативное влияние на глобальный экономический рост, а влияние на Латвию будет значительно больше", - сказал экономист.
Макроэкономический эксперт "SEB banka" Дайнис Гашпуйтис заявил агентству ЛЕТА, что Запад более подготовлен к сложившейся ситуации, и меры противодействия будут более масштабными, поэтому экономический эффект будет более ощутимым по сравнению с прецедентом аннексии Крыма. "Только по одной причине - ставки несравненно выше с обеих сторон", - сказал он.
Гашпуйтис также отметил, что оснований прогнозировать немедленный кризис нет, но вероятность негативных сценариев очень широка, а события только набирают оборот. "Поскольку я сомневаюсь, что нынешние экономические санкции существенно скорректируют геополитические амбиции России, ставки будут расти", - сказал макроэкономический эксперт "SEB banka".
Он также считает, что экономические отношения с Россией не будут прекращены в ближайшее время, но все может быстро измениться в случае эскалации войны.
"Сейчас сложно определить даже прямое воздействие, так как спектр санкций будет постоянно пересматриваться и расширяться. Нет сомнений, что большие европейские страны будут искать наилучшие решения. Санкции будут направлены в первую очередь на крупные стратегические компании, отрасли, капитал и финансовый сектор. Но экспозиция в России многих крупных европейских компаний и банков по-прежнему огромна. Поэтому давайте посмотрим, насколько амбициозным будет желание ввести такие санкции, какую цену будет готова платить Европа и насколько далеко пойдут США", - сказал Гашпуйтис.
"Россия по-прежнему является важным партнером Латвии в торговле, и эта торговля может быть существенно ограничена как из-за прямых санкций, так и из-за косвенных, например, из-за девальвации рубля или сложных взаиморасчетов.Могут появиться различные административные барьеры. В любом случае сотрудничество замедлится из-за различных санкций и рисков, хотя на этом рынке будут отрасли, которые закалены и продолжат работать", - сказал Гашпуйтис.
Экономист "Luminor" Петерис Страутиньш сказал агентству ЛЕТА, что от прогнозов о влиянии российско-украинского конфликта на валовой внутренний продукт (ВВП) и инфляцию пока следует воздержаться из-за слишком большой неопределенности.
Среди прочего он упомянул четыре возможных сценария: масштабные боевые действия не начнутся, российская армия не перейдет границы подконтрольной сепаратистам территории; российская армия захватывает всю территорию Донецкой и Луганской областей; российская армия захватывает всю территорию Донецкой и Луганской областей, а также проводит отдельные десантные операции и/или ракетные удары по другим районам Украины; российская армия пытается захватить всю Украину и начинается затяжная партизанская война.
По словам Страутиньша, при первом сценарии латвийская экономика не сильно пострадает, но, возможно, впечатление о регионе как о зоне повышенного геополитического риска негативно скажется на туризме и инвестициях. При других сценариях будет эскалация санкций, а при четвертом сценарии могут возникнуть и потоки беженцев.
"Одним из наиболее эффективных санкционных инструментов было бы ограничение доступа к международной финансовой системе. В настоящее время США вводят санкции против некоторых относительно небольших российских банков, но обсуждается возможность запрета долларовых расчетов. На повестке дня стоит отключение от системы межбанковских расчетов SWIFT", - сказал Страутиньш, подчеркнув, что такие решения уже могут оказать существенное влияние на экономику Латвии.
В то же время, по мнению Страутиньша, вряд ли кому-то запретят экспортировать в Россию лекарства или двигатели для электропоездов, а общее российское эмбарго в отношении Евросоюза не кажется правдоподобным. Однако, если санкции против финансовой системы будут суровы, могут возникнуть трудности с расчетами. "Кроме того, риски есть не только в экспорте, но и в импорте. Проблема безопасности газоснабжения хорошо известна. Леса бывшего СССР являются важным источником сырья для деревообрабатывающей промышленности Латвии", - сказали экономист.
Он сказал, что широкомасштабные санкции также окажут значительное косвенное влияние на экономику Латвии через негативное влияние на основных торговых партнеров в Европе.
В целом он предполагает, что негативное влияние антироссийских санкций на ВВП Латвии составит 1-1,5%.