Ответственность за их проводку лежала на британском флоте.
Изначально англичане смогли выделить на охрану конвоев PQ и QP небольшие силы. Ближний эскорт при следовании в СССР состоял из двух эсминцев, тральщика и двух траулеров. На обратном пути суда охраняли эсминец и два тральщика.
Но было и крейсерское прикрытие.
Каждый из караванов, следовавших в Россию, сопровождал крейсер, а второй находился западнее острова Медвежий, готовый прийти на помощь. Первыми крейсерами, побывавшими в Архангельске в 1941-м, стали «Аурора» и «Нигерия», пришедшие вместе с конвоем «Дервиш».
За всю историю арктических операций по доставке в СССР военных грузов британский флот потерял два таких корабля.
Крейсер-курьёз
Лёгкий крейсер «Тринидад» стал одним из них. Но в историю он вошёл ещё и как корабль-курьёз, который сам себя торпедировал.
Крейсер «Тринидад»
В марте 1942-го из Исландии и Мурманска вышли PQ-13 и QP-9. Однако если последний дошёл до места назначения без приключений, то морякам из «чёртовой дюжины» довелось хлебнуть лиха. По дороге в Россию PQ-13 попал в бурю, разбросавшую суда на сотню миль. Корабли эскорта вместе с крейсерами «Тринидад» и «Нигерия» начали искать «купцов», чтобы собрать их в ордер. Но мешали немцы, бросившие в бой против конвоя не только авиацию и подлодки, но и группу из трёх своих эсминцев.
Двадцать девятого марта «Тринидад» вместе с эсминцами «Фьюри» и «Эклипс» столкнулся с вражескими кораблями. Бой между ними завершился ничьей: погиб немецкий эсминец Z-26, а крейсер получил сильные повреждения. Но не от противника.
По роковой случайности выпущенная «Тринидадом» торпеда оказалась неисправной. Стальная «сигара» описала циркуляцию и врезалась в борт своему хозяину.
Торпедированный крейсер сумел доковылять до Мурманска.
Злоключения «Эдинбурга»
На помощь повреждённому собрату Адмиралтейство послало «Эдинбург». Этот крейсер под флагом адмирала Бонэм Картера пришёл в Мурманск в апреле вместе с PQ-14. Он привёз стальные листы, нужные для ремонта «Тринидада».
Вскоре корабль вышел в обратный путь, сопровождая конвой QP-11. На свою беду адмирал приказал крейсеру следовать отдельно от конвоя, опасаясь атак немецких подлодок. Но за что боролись, на то и напоролись.
Тридцатого апреля крейсер торпедировала субмарина U-456. Английские корабли поспешили ему на помощь. Повреждённый «Эдинбург» можно было спасти, но фортуна отвернулась от него. Второго мая его обнаружили немецкие эсминцы. В ходе боя с ними крейсер получил ещё одно попадание. После этого довести его до Мурманска было уже невозможно.
Крейсер «Эдинбург» после атаки немецкой подлодки
Бонэм Картер приказал английским кораблям снять команду и добить «Эдинбург» торпедами.
Крейсер ушёл на дно вместе с грузом советского золота — частью оплаты кредита за британские военные поставки.
Судьба «Тринидада»
Английские тральщики доставили адмирала вместе с экипажем «Эдинбурга» в Мурманск. Спустя две недели Бонэм Картер поднял свой флаг на «Тринидаде». Тринадцатого мая кое-как залатанный крейсер снова вышел в море, чтобы идти на ремонт в США.
Дающий не более 18 узлов корабль охранялся несколькими эсминцами. Путь лежал к острову Медвежий, где крейсер ждала английская эскадра. Но дойти «Тринидаду» было не суждено.
Немецкий самолёт обнаружил его в ста милях от Мурманска на следующий день после выхода. Уже вечером британцы подверглись атаке пикировщиков. Затем появились немецкие торпедоносцы.
Любопытно, что все атаки воздушной эскадры оказались безуспешны. Судьбу крейсера решил один самолёт.
После массового воздушного налёта, в 22:45 на «Тринидад» спикировал одиночный «Юнкерс». Он удачно сбросил бомбы, поразившие правый борт крейсера. На «британце» возник пожар, и через разошедшуюся «заплатку» корабль стала затоплять вода.
Экипаж «Тринидада» мужественно боролся за его спасение, но часы корабля были сочтены.
Скрепя сердце Бонэм Картер приказал эсминцам снять команду «Тринидада», а крейсер затопить.
«Чёрная метка» британского флота
Потеря двух современных крейсеров всего за один месяц стало тяжёлым ударом для флота Великобритании. Присутствие на них Бонэм Картера было истолковано английскими моряками как дурной знак. Они верили, что любой корабль под его флагом в порт уже не вернётся.
Дело дошло до того, что моряки прозвали спасательные жилеты «бонэмами».
Вероятно, в Адмиралтействе тоже разделяли взгляды о крайней неудачливости адмирала. Бонэм Картера перевели на Мальту старшим морским начальником. В 1943-м он вышел в отставку из-за плохого состояния здоровья.
В наши дни его фамилия на слуху благодаря известной английской актрисе. Хелена Бонэм Картер, сыгравшая роль злой колдуньи Беллатрисы Лестрейндж в серии фильмов о Гарри Поттере, — родственница неудачливого адмирала. И, хотя её безупречное перевоплощение в кинозлодейку — лишь совпадение, кто-то увидит в этом усмешку судьбы над известной фамилией, к которой принадлежал и адмирал Бонэм Картер.
Владимир Нагирняк, warhead.su