«Мания величия в камне»
«На этом месте должен быть возведен самый грандиозный, самый масштабный курорт в мире, который будет прославлять мощь нацистской Германии и всей арийской расы», — примерно такой наказ дал в 1936 году фюрер Третьего рейха Адольф Гитлер, приехавший на остров Рюген в Балтийском море.
По замыслу нацистского лидера, в этом санатории, получившем название «Прора» и готовом принять до 20 тысяч человек, должны были восстанавливать силы немецкие рабочие, неустанно ковавшие военную мощь Германии. В конкурсе проектов курорта, призванного прославить национал-социалистическую Германию, участвовали 11 архитекторов. Победу одержал Клеменс Клотц, идея которого пришлась Гитлеру по душе.
Стройка, начавшаяся в 1936 году, была амбициозной: за короткое время на побережье планировали возвести здания санатория, несколько кинотеатров и концертных залов, бассейны и пристань, где могли бы швартоваться круизные лайнеры. По замыслу архитекторов, все окна комнат площадью пять на два с половиной метра должны были выходить на море.
При этом в центре планировалось возвести огромное здание для госпиталя на случай войны — уже тогда было понятно, что нацистской Германии требуется новое жизненное пространство, которое предстоит завоевывать кровью. Квалифицированный немецкий рабочий или служащий должен был тратить на отдых в этом рукотворном раю лишь четверть месячной зарплаты, оставшуюся часть путевки оплачивал бы Германский трудовой фронт — объединенный профсоюз работников и работодателей.
Со всех концов Германии на остров Рюген прибыли более девяти тысяч лучших рабочих. Стройка шла семимильными шагами: на пустыре быстро выросло здание из бетона и кирпича, растянувшееся вдоль моря почти на пять километров. Местные жители прозвали эту махину «Прорским колоссом»; историки впоследствии окрестили здание «Манией величия в камне».
Постройка, конечно, была грандиозной, но довольно безликой, разительно отличаясь от ярких примеров архитектуры периода Веймарской республики. До подготовки курорта к открытию оставалось всего ничего, однако планам фюрера не дал сбыться сам же фюрер, развязав в 1939 году Вторую мировую войну.
Фюрер фюреру помешал
В результате рабочих перекинули на оружейные заводы, строительство приостановилось на неопределенное время. В самом начале войны здание использовали как тренировочный лагерь для военной полиции Третьего рейха. Во время бомбардировок союзников в блоках санатория искало убежища и мирное население.
После Второй мировой в некоторых корпусах «Проры» размещалась военная база ГДР, а после объединения Германии — Военно-техническая школа ФРГ. Некоторые блоки, где должны были отдыхать представители арийской расы, облюбовали беженцы с Балкан. Здание, призванное прославлять величие Третьего рейха, стремительно ветшало. Местные жители выступили за то, чтобы спустя 70 лет вдохнуть в него новую жизнь. «В Германии много мемориалов. Почему бы не иметь еще один? Почему бы не преобразить это место?» — примерно с такими речами выступали они на общих собраниях.
Однако власти Рюгена, осознав, насколько это сложно, в 2013 году решили продать его частникам, чтобы снять с себя всю ответственность.
Нацистская мечта
«Немцы, обычно бесцеремонно расправляющиеся с любым проявлением нацистского наследия, на этот раз решили не только сохранить это здание, но и превратить его в такое место, каким его мечтал видеть Гитлер», — сообщает британская газета The Guardian, описывая развешанные по всему Рюгену билборды, на которых счастливая белая пара бежит по побережью «одного из самых красивых пляжей Германии всех времен». Надпись на плакате гласит: «"Прора" ожидает первых новоселов».
Сразу после покупки этих зданий частниками работа в них закипела, как почти 80 лет назад. По замыслу инвесторов, из нацистского санатория сделают отель со спа-центром, дома отдыха и дачные дома для состоятельных немцев среднего возраста. Реставрационные работы полностью закончатся к 2022 году, однако уже сейчас отремонтированные апартаменты и квартиры выставлены на продажу.
Планируется, что в роскошные квартиры, стоимость которых составляет от 340 тысяч до 680 тысяч евро, будут приезжать на выходные и праздники жители Гамбурга и Берлина. На современном курорте построят бассейны и теннисные корты, а также торговый центр.
Риелторы рассказывают, что многие немцы уже заинтересовались современно обставленными квартирами на побережье Балтийского моря с белоснежным песком. «Девственно чистая природа помогает людям забыть о черном прошлом этого места. Цель реконструкции — создать что-нибудь новое для будущего (Германии)», — говорит официальный представитель одной из компаний по продаже недвижимости.
Однако некоторые историки предостерегают граждан Германии от покупки жилья в «Проре»: «На самом деле вы окажетесь в самом большом сооружении, воздвигнутом во времена немецкого нацизма, — месте, где тренировали головорезов, которые потом совершали массовые убийства».
Ультраправые настроения
Идейными вдохновителями превращения «Прорского колосса» в одно из курортных мест страны стали жители острова Рюген. При этом от внимания журналистов не ускользнул важный факт: в последнее время в федеральной земле Мекленбург — Передняя Померания, к которой относится остров в Балтийском море, все большую популярность набирают ультраправые из «Альтернативы для Германии» (АдГ).
Так, летом и осенью перед парламентскими выборами весь Рюген был обклеен постерами правопопулистов, враждебно настроенных по отношению к мигрантам, выступающих за семейные ценности и призывающих Германию перестать извиняться за свое прошлое. В частности, АдГ призывает немецкие власти избавиться от мемориала жертвам Холокоста в Берлине, который ультраправые назвали «памятником позора».
Активная пропаганда АдГ в Мекленбурге — Передней Померании уже принесла свои плоды. Осенью прошлого года на выборах в ландтаг ультраправые заняли второе место с 20,8 процента голосов, обогнав Христианско-демократический союз Ангелы Меркель. На выборах в бундестаг «Альтернатива» получила в этой федеральной земле 18,6 процента голосов.
Вряд ли восстановление «Проры» можно назвать «реставрацией немецкого фашизма» — возможно, переделав и полностью очистив одно из самых величественных творений фюрера от нацистского налета, Германия наконец примирится со своим прошлым.