Если Сигулда как курорт своему становлению обязана князю Николаю Дмитриевичу Кропоткину, то Цесис поднимали несколько поколений семьи Сиверсов. Выходцы из Германии, они на протяжении многих столетий служили российской короне. Были в их роду прославленные военачальники, губернаторы, архитекторы. Однако в новейших туристических путеводителях по Цесису об их вкладе в становление города не рассказывается…
Цесисский период известного семейства начинается с Карла Ефимовича фон Сиверса. Во времена царствования императрицы Елизаветы (1740е — 1760–е) он стал генерал–поручико
В вотчинах Якова Ефимовича Сиверса прокладываются дороги, строятся школы, больницы…) А его дядя в Вендене (так раньше назывался Цесис) первым делом попытался восстановить рыцарский замок — сделать его пригодным для жилья. Это оказалось невозможно, и он взялся за консервацию руин средневековой старины. По существу, с этого началось становление исторического центра Цесиса.
Усадебный дом граф решил построить на месте разрушенного северо–восточног
Ее сыновья и сами внесли достойный вклад в победу: генералы Сиверсы участвовали в сражениях против Наполеона.
Младший сын — Егор Карлович Сиверс — был выдающимся военным инженером. Во время кампании 1812 года находился в составе 1–го корпуса графа Петра Христиановича Витгенштейна, занимал должность начальника инженеров отдельного корпуса. Впоследствии участвовал в строительстве Динабургской крепости и возглавлял Николаевское военно–инженерно
Старший сын — Карл Карлович Сиверс — был еще более заметным человеком в русской армии. В звании генерал–лейтенан
Впрочем, строительство православной церкви в 1812 году не началось — это будет позднее, но известия об успехах русской армии побудили хозяев усадьбы к другому начинанию: был заложен усадебный парк. Этот пейзажный парк, знаменитый на всю Лифляндию, будет создаваться много лет…
После смерти отца герой Бородина Карл Сиверс возвращается в Венден и становится новым хозяином усадьбы. Талантливый человек во всем талантлив. Вот и прославленный военный оказался хорошим хозяйственником. При нем были значительно расширены границы парка и заложен второй в замковой усадьбе парк — Верхний. Он был создан в другом стиле — как регулярный сад.
В это же время венденские врачи обратили внимание на целебные свойства местных источников. Граф не оставил открытие без внимания — в усадьбе открыли водолечебницу. На территории парка построили киоски минеральной воды, проложили променадные дорожки.
1842 год для России был знаменательным: праздновалось 30 лет со дня Бородинского сражения. Граф по–особому решил отметить юбилей. В большом усадебном парке по его рисунку вырыли пруд с островком — такой, чтобы в нем отражались руины рыцарского замка. Площадь парка к тому времени достигала уже 7 гектаров, поверхность пруда равнялась 1 гектару.
Это был последний штрих в палитру пейзажного парка. Выполнил Карл и завет матери: приступил к закладке на Карловой горе православного собора. Церковь строилась с 1842 по 1845 год и была освящена как Спасо–Преображен
Со строительством связана примечательная история. Собор поручили расписывать местному художнику, но его работа не понравилась графу. Ему рассказали о способном маляре — эстонце, работающем на строительстве собора и увлекающемся живописью. Пробная работа 16–летнего паренька показалась убедительной. Так будущий академик портретной живописи и основоположник эстонской национальной школы живописи Иоганн Келер начал свой путь в искусство. Впоследствии Сиверс даст ему рекомендацию для поездки на учебу в Петербург…
Время хозяйствования в Новом замке Вендена Карла Сиверса (с 1823 по 1856 год) стало периодом расцвета города. При нем был построен кирпичный завод, создано садоводство. Все это стимулировало строительство и озеленение Вендена.
Создавался неповторимый облик одного из самых красивых городов Лифляндии. При этом очагом культуры оставалось само дворянское гнездо Сиверсов — Новый замок. Когда пришло время усадьбу возглавить старшему сыну — Эммануилу Карловичу Сиверсу, он достойно продолжил традиции предков. При нем заметно расширилась библиотека, пополнилась картинная галерея усадьбы. Среди живописцев, по просьбе владельцев приезжавших в Венден в разные годы, были Евграф Петрович Чемисов, Пьетро Ротари, Владимир Лукич Боровиковский, Дмитрий Григорьевич Левицкий.
Сиверсы были знакомы и со многими литераторами. Еще в 1820 году в усадьбе гостил писатель, а в будущем декабрист Александр Александрович Бестужев. Осматривал руины рыцарского замка, слушал рассказы о старине. После отъезда из Лифляндии вышла его повесть "Замок Венден", цикл "Ливонские повести"…
В Цесисе, на Карловой горе, возвышаясь над красивейшим в Латвии пейзажным парком, белеет небольшой белокаменный храм. Это Спасо–Преображен
Жаль, что эти места не указаны в путеводителях по городу и туристические группы объезжают их стороной. Даже на 800–летие Цесиса, праздновавшегося в 2006 году, тут было пусто. Равно как забыты и другие усадьбы в окрестностях Цесиса, связанные с именами выдающихся русских людей.
Илья ДИМЕНШТЕЙН.