охо сделаны», — сообщил профессор.
Правда, специалист не смог привести исследований на тему того, что в Латвии здания построены лучше. «Русский рабочий — плохой рабочий, наверное», — привел цитату со ссылкой на Ленина профессор РТУ.
Однако качество застройки советского времени в целом везде не высокое, сообщил он.
«Городская среда — это прежде всего пространство между зданиями. И самая большая проблема микрорайонов Латвии состоит в том, что в некоем пространстве разбросаны объемы. Естественно, что сюда не приходят туристы — их интересуют исторические здания (…) То есть городская среда в районах плановых построек не привлекательна для людей, потому что ее не существует как таковой», — объяснил Крастиньш.
Для Латвии — страны более экономной — снести кварталы построек, как в Москве, намного сложнее.
«Агенскалнские сосны» стали первым экспериментальным районом, где, по мнению профессора, есть множество квартир с неудачной планировкой.
«Тогда был приказ, что все должно быть построено по плану. Конструкции еще не были толком разработаны, и несущие пролеты очень маленькие. Неумелость конструктивных решений. Постепенно это стало улучшаться. Та же самая 467-я серия — размеры комнат более человеческими», — объяснил Крастиньш.
Причиной не самой лучшей планировки, по мнению профессора, стало то, что архитекторов держали в рамках плановой архитектуры.
Тем не менее, эти кирпичные дома — с технической точки зрения — могут простоять еще множество лет.
Срок эксплуатации «хрущевок» — лет пятьдесят. И это значит, что многие дома, особенно в Агенскалнских соснах и в т.н. литовском проекте, уже переступили порог эксплуатации. Кстати говоря, «литовский проект» — это каким-то образом вошедшее в обиход неправильное название для панельных домов, объяснил Крастиньш.
Советская застройка конца 80-х — довольно хорошего качества, и срок здесь сложно определить. В хорошем состоянии и «сталинки».
В Латвии мало занимаются градостроительством — реновацией, утеплением домов, считает профессор.
Ведь реновация улучшает дом как технически, так и визуально. А в советских микрорайонах Риги таким редко занимаются.