Запорожских казаков испокон веку роднили с чертями не только смелый нрав и смоляные чубы. Турки и татары, натерпевшись страху от этих свободолюбивых граждан, называли их не иначе как шайтан урус, что означало "русские черти". Да и молва упорно наделяла запорожцев сверхъестественн
В Запорожской Сечи каждый второй был характерником (так казаки называли ведуна, целителя, духовного наставника). А уж они-то и впрямь умели многое: заговаривали раны, видели сквозь землю клады, ставили на ноги мертвых, полами кафтана на лету ловили ядра, сухими выходили из воды, могли в мгновение ока перенестись на другой край степи (к ужасу врагов).
Жители приднепровских сел вспоминали и более фантастические вещи: "Бывало, постелят запорожцы на Днепре войлок и идут по нему, аки по земле. А когда Катерина задумала подвести их под свою власть, они воспротивились. И, чтобы показать свою силу, бросили войлок на море, взяли землю в сапоги, горилку в баклаги залили и отправились в Турцию. Плывут себе на войлоке, песни поют. Одно слово - характерники".
Чудеса, да и только
Много легенд и преданий ходило в народе и об отдельных казаках-характер
Вот одна из них: "Жил на Великом Лугу характерник по имени Фесько. Казаки его боялись и очень слушались. Придет, бывало, Фесько к больному и режет черную редьку. Как только пустит редька белый сок, так станет человеку совсем худо, а как пойдет черный сок, так больной умирает. И тогда Фесько наколдует, и начнет редька вбирать сок в себя, и глядишь, а мертвый-то ожил!"
Рассказывали и о неком Саве, который в землю смотрел, как в воду, и даже самый глубокий клад не мог укрыться от его взора. Трем братьям Канцибери деньги сами в руки шли, а вернуть их не было возможности: Канцибери их так завораживали, что и не подступиться. Джерелевский сам ковал ружья и умел их заговаривать так, что от него самая прыткая дичь уйти не могла.
А уж как от казаков ляхам доставалось... Гонятся они, бывало, за характерниками, тем схорониться негде. Ставят запорожцы среди поля копья по кругу и усилием воли входят в особое психоэнергетичес
Были среди запорожских казаков люди, обладающие необыкновенной силой внушения, умевшие "сон насылать и людей замовлять". Этой гипнотической силой они помогали своим соплеменникам справиться с недугами, врачуя их раны, полученные в бою, или воздействовали на врага.
Как-то русское войско никак не могло одолеть турок. Тогда царь призвал на помощь казака-запорожца
Что правда в этих преданиях и легендах? Сегодня уже трудно судить. К тому же часто находчивые и смекалистые запорожцы с целью устрашения врага, его предварительной психологической обработки сами распространяли слухи о своих чудесных подвигах и волшебных превращениях.
Но вот умирали характерники долго и трудно. Мучительным был их переход в иной мир и для окружающих. Нередко, полагая, что характерники при жизни общались с нечистой силой, хоронили их без священника. А кому еще и осиновый кол в грудь забивали - чтоб не вздумали живых тревожить...
Дети вод
На Сечи женщин не было, вот и поговаривали в старину, что все казаки родом из рыбы (рождены рыбой). Правда это или нет, судить вам, но казаки действительно быстро находили общий язык с рыбами и всякими другими подводными обитателями.
Поймав маленькую выдру, запорожец ее приручал, как кошку. И вот вскоре выдра послушно ложилась у его ног или спала с ним под одеждой, которой казак прикрывался. Вырастив животное, запорожец натаскивал ее на рыбную ловлю: выдра входила в реку, добывала там рыбу и приносила ее казаку.
В жару прыгали казаки с головой в Днепр и не показывались на поверхности очень и очень долго. Французский философ Фурнье, побывавший в конце XVI века в Константинополе, свидетельствовал
«Мне рассказывали совершенно необыкновенные истории о нападении северных славян на турецкие города и крепости. Славяне являлись неожиданно, со дна моря, и повергали в ужас чужих воинов. Я бы считал эти рассказы выдумкой, если бы лично не беседовал с людьми, видавшими, как казаки переплывают море под водой...»
Комментируя это и другие подобные свидетельства, историк XIX века Монжери писал: "Очевидно, запорожские казаки пользовались гребными судами, способными погружаться в воду и покрывать так большие расстояния, а затем уходить в обратный путь под парусами".
Не менее легендарны и казацкие трубки. Оказывается, казаки редко когда воевали с ружьем в руках. Они больше доверяли "летающим трубкам", или попросту летавкам. Перед боем запорожцы расставляли треноги, на которых крепили длинные чубуки. Когда к такому чубуку подносили запал, трубка взлетала, наподобие ракеты. За ней тянулся огненный хвост, наводивший на врагов ужас.
Что могли представлять собою такие чубуки-ракеты? Очевидно, керамические трубки, которые имели несколько соединяющихся между собой камер. Задняя камера была самой большой, и порох, сгорая в ней, толкал трубку вперед. Падая, чубук раз шесть подскакивал и столько же раз взрывался. Конструкцией казацкой трубки интересовался даже академик Сергей Королев.
Где клад прятать будем?
С богатой добычей возвращались казаки из заморских походов. Но куда деть добытые в боях и награбленные сокровища, если нет у казака ни кола, ни двора? Оставалось одно: понадежнее спрятать трофеи в родной земле. До сих пор от старожилов Заднепровья можно услышать рассказы о ценных находках. Об этом же свидетельствуют многие географические названия.
Так, на территории бывшей Запорожской Сечи существует три Скрабных речки. Скрабом как раз назывались клады. А французский инженер Боплан утверждал, что у запорожцев по части кладов все организовано очень четко:
"Войсковая Скрабница казаков находилась немного ниже устья реки Чертомлык, на довольно большом острове, где казаки строили свои челны. В те времена остров был окружен сотней-другой островков, беспорядочно разбросанных по разлившейся реке. В Чертомлыке казаки скрывали множество пушек, но где именно, никто указать не мог или не хотел.
Под водой же скрывают не только пушки, но и награбленное золото. Из клада деньги берут только в случае крайней необходимости. Каждый казак имеет на острове свой тайный уголок, и, воротясь из похода, запорожцы делят в Скрабнице добычу и все, что получают, прячут под водой, исключая вещи, повреждаемые оною..."
Секрет долголетия
Согласно легенде, давным-давно запорожские казаки разузнали тайну долголетия и выпросили у смерти лишнюю сотню лет. Заглянет, бывало, в казацкую мазанку гость-чужак, а его встречает столетний старик: глаза горят, чуб смоляной, в руках ружьишко. "Ты кто?" - спрашивает путник. "Запорожец", - гордо отвечает дед. "А кто там у тебя на печи ворочается?" - спрашивает гость. "Не знаю, сколько себя помню, у нас живет". И тут с печи как раздастся разгневанный голос: "Ты что, забыл, чертов сын, я тебе дедом довожусь. Рано же ты память стал терять".
Оно, конечно, это все байки. Но есть и документальные подтверждения феноменального казацкого долголетия. Так, последний казацкий кошевой Петр Калнышевский после падения Сечи был сослан Екатериной II на Соловки. Тут он и умер. На могильной плите сохранилась надпись: "Здесь погребено тело в Бозе почившего кошевого бывшей некогда Запорожской грозной Сечи казаков атамана Петра Калнышевского, сосланного в сию обитель по высочайшему повелению в 1776 году на смирение. Скончался 1803 года октября 31 дня, в субботу, 112 лет от роду, смертию благочестивою, доброю"...
Влад СТРОГОВ.