Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Ср, 11. Декабря Завтра: Valdemars, Valdis, Voldemars

Здесь другая скорость: как сибирский латыш в Латвию вернулся

Павел Владимирович Левушкан, пастор новой церкви Святой Гертруды.2


Наш собеседник — необычный человек: сибирский латгалец с теологическим дипломом из Уэльса, русскоязычный лютеранин. Знакомьтесь — Павел Владимирович Левушкан, пастор новой церкви Святой Гертруды.

Постижение Реформации

— Когда и где вы родились?

— Давно, в 1973 году — в городе Искитим Новосибирской области. Градообразующее предприятие там — цементный завод, со всеми вытекающими отсюда последствиями для здоровья. Поэтому, когда мне было пять лет, мы переехали дальше в Сибирь. Поселились посреди тайги, в Молчановском районе Томской области. Это в 60–70 км от Нарыма, где Сандра Калниете жила, откуда она потом в бальных туфельках приехала в Латвию.

— Ваши родители тоже столь драматическим образом оказались в Сибири?

— Мои прадедушки. Часть сослали еще до революции 1905 года из–за крестьянского бунта, другие приехали по столыпинской реформе… Земляки, оказывавшиеся в Сибири, селились компактно. Мой отец родился в латгальской деревне. Хотя есть и предки из Курземе, наши жили в основном на хуторе недалеко от Лудзы.

— Латгальцы — добрые католики, как вы стали лютеранином?

— Осознанно. В Сибири мы в какой–то степени потеряли религиозные корни. Отец был православным, даже старостой прихода, два храма восстановил за свою жизнь. Я интересовался католической церковью, а в 1990 году в Омске католикам вернули костел, и где–то в июле, проходя мимо, решил зайти. Меня встретил молодой человек, Максим Попов (он сейчас католический священник в Сибири), пригласил на чай, затем на беседу — и как–то я остался.

Затем мне, "юноше, обдумывающему житье", удалось прожить целый год в монастыре в Польше — я размышлял, не стать ли мне монахом. Я уехал летом 1991 года, через неделю начался путч… а вернулся уже в другой мир, в независимую Россию.

С лютеранством я впервые познакомился в летнем лагере студентов–христиан. Всеволод Лыткин ныне — епископ Сибирской евангелическо–лютеранской церкви. А тогда я увидел в послании, которое он преподавал, ту гармонию, срединный путь между крайностями радикального протестантизма, пятидесятничества и консервативными на тот момент для меня Католической и Православной церквями.

Лютеранство, которому 500 лет, тоже принадлежит к историческим церквям, но сохраняет живость, открытость всему новому, чего мне не всегда хватало в других конфессиях. Постепенно я был воцерковлен, в 2005 году благословлен на служение евангелистом. Некоторое время занимался международными, интернет–проектами, а окончательно в служение вошел в России. Где был рукоположен в капелланы для сети реабилитационных центров в Краснодарском крае.

— Кто была ваша паства там?

— Люди, оказавшиеся в критических социальных обстоятельствах, мы не делим — наркоманы, алкоголики… Бывшая часть, впрочем, — бывшие заключенные. Бывает, человек сядет "по мелочи", а в итоге просидит 15 лет. По принципу "украл — выпил — в тюрьму". У нас был сравнительно молодой человек, который больше двух недель на свободе не оставался. А после нашего курса, пока я следил за его судьбой, два года жил, работал, все у него было хорошо.

— Где учат на пастора?

— Изначально я русский филолог, с дипломом Томского университета. Затем была духовная межконфессиональная семинария в Новосибирске, после чего я продолжал обучение в Петербурге по специализации "история церкви" теологического факультета Уэльского университета. За три года получил степень магистра заочно, через филиал в России. Диплом и защита были на английском.

Возвращение к корням

— Как созрело столь сложное решение перебраться в Латвию?

— Это было несложно. Где–то в 2003 году я познакомился в Интернете с молодыми людьми, только–только окончившими рижскую Академию Лютера. Сейчас один из них — пастор в латышском приходе Чикаго, второй — пробст, по–русски говоря, благочинный. Пишут: "Ты же латыш, приезжай!" А я в Латвии ни разу не был. Конечно, когда учился в школе, слышал про все здешние события, Атмоду… Но, понимаете, обычные жизненные ситуации, быт, суета. И вот я подумал: почему бы не приехать в гости?

Мои новые друзья служили в той самой новой церкви Святой Гертруды, где я сегодня являюсь пастором русской общины. Посмотрел Ригу, поездил по Латвии — влюбился в прямом смысле слова. А когда уезжал, заполнил по совету друзей анкету репатрианта. Уже забыл про это, как через полгода мне приходит по почте ответ: вы получаете право на въезд в Латвию в течение полугода. Тогда у нас не было своей квартиры, я сам работал преимущественно в Интернете — есть такая международная программа "Служение лютеранского часа", и мне было достаточно легко в любой стране, где есть ноутбук и Интернет.

— Что первое поразило в Латвии?

— Ритм жизни! Я первые недели думал, что хожу слишком медленно, — но всех обгонял после моего сибирского ритма. Нестыковка темпераментов касалась отношений не только с латышами, но и с местными русскими. Это сейчас я такой уже… заторможенный, как мы все. В тот же момент, когда приехал, чувствовал дисбаланс между сибирской энергией, которая из меня перла, и здешним течением жизни. "Давайте через недельку вот это обсудим… Подумаем…" Постепенно я вжился, но поначалу было нелегко.

— Каков сейчас ваш статус?

— Я репатриант. У меня, как у старшего сына Мартина, постоянный вид на жительство и гражданство России. Половина моей семьи — младший сын Доменик и жена Юлия получили гражданство. Она сдавала, а сын, соответственно, автоматически. Дело в том, что мои предки не являлись гражданами Латвии в 1918 году. Но сейчас закон о гражданстве изменен, и таким, как я, его получение облегчено. Собираюсь заняться его получением в этом году.

Религия на фоне политики

— Когда в последний раз были в России?

— В 2016 году я уехал из Краснодара и с той поры один раз был. Чаще бываю на Украине. Дело в том, что Кубань — это для России фронтир, где русская цивилизация встречается с кавказской, национальные вопросы более обострены. Идентичность русская подчеркивается больше, чем в Сибири, где эдакая мешанка, американский плавильный котел. У каждого сибиряка может быть по пять национальностей в крови, и ты всех воспринимаешь как своих. Даже тюркские народы. Все не так, как на Кубани или в Латвии.

— Не приходилось общаться на Кубани с участниками войны в Донбассе?

— Приходилось, в рамках нашего реабилитационного служения — с людьми, бывшими на стороне республик, или сепаратистами, как их называют на Украине. Потом они оказались в Краснодаре, у них были посттравматический синдром и проблемы с алкоголем. Сложный вопрос… Конечно, отличия восточной и западной частей Украины — налицо. С другой стороны, я хорошо знаком с собратьями–пасторами из Славянска и Донецка. Они говорили, что такого обостренного конфликтного ощущения не было. Считают, это было нечто привнесенное. Вот мы в Латвии — ругаемся где–то на интернет–форумах, но есть понимание, что вместе живем.

Я сам был в Славянске и в Донецке должен был выступать в 2014 году. Но тогда уже стало опасно пересекать границу — могли вывезти в "зеленку" и убить. "Машину отжать" — называется. Буквально за 4 дня до моего приезда закрыли Донецкий аэропорт, который уже после этого не открылся…

Безусловно, региональные факторы отличия имеют место. И это могла быть та почва, на которую упала искра.

— Как вы оцениваете пасторскую роль Турчинова?

— Начнем с того, что Турчинов не является пастором, он прихожанин одной из баптистских церквей на окраине Киева. У баптистов есть принцип всеобщего священства, и иногда он выступает с проповедями во время богослужения. В баптистской традиции это нормально. Но Турчинов не является рукоположенным священником, он не связан некоторыми вещами из этики пастора. Было бы странно, если бы пастор брал в руки оружие… Но мирянин может, если такова ситуация, государственная воля.

Что касается всего остального, то я не настолько осведомлен в нюансах украинской политики, чтобы сказать, в чем он прав, а в чем ошибался. Но оценивать его надо именно как гражданина, а не как представителя церкви.

— В чем интерес русских Латвии к лютеранству?

— В основном это люди, которые в силу своего богоискательства пришли к тем же выводам, что и я. Лютеранство является центральной силой, мейнстримом между консервативными и прогрессивными направлениями в христианстве. Многие из наших прихожан имели опыт в новых церквях — но в поисках глубины, созерцательности молитвенной жизни нашли их в нашей общине. Лютеранство сохранило традиционную литургию, не сильно отличающуюся от католической. Сохранило архитектуру, музыку. В Латвии у нас есть практика лютеранской медитации, которая за пределами не так распространена.

Николай КАБАНОВ

13 реакций
13 реакций
Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

«Путин уже не тот»: что говорили Макрон и Зеленский Трампу на встрече в Париже

Агентство Reuters раскрыло детали встречи президента Франции Эммануэля Макрона, президента Украины Владимира Зеленского и избранного президента США Дональда Трампа, которая прошла в Париже 7 декабря. В материале о встрече, опубликованном 11 декабря, агентство сослалось на слова пяти источников, знакомых с ходом переговоров.

Агентство Reuters раскрыло детали встречи президента Франции Эммануэля Макрона, президента Украины Владимира Зеленского и избранного президента США Дональда Трампа, которая прошла в Париже 7 декабря. В материале о встрече, опубликованном 11 декабря, агентство сослалось на слова пяти источников, знакомых с ходом переговоров.

Читать
Загрузка

Синоптики рассказали, когда вернутся плюс 10

В ближайшие дни в Латвии будет прохладная и ветреная погода, временами возможен снег. Но со следующей недели станет значительно теплее, свидетельствует прогноз Латвийского центра среды, геологии и метеорологии.

В ближайшие дни в Латвии будет прохладная и ветреная погода, временами возможен снег. Но со следующей недели станет значительно теплее, свидетельствует прогноз Латвийского центра среды, геологии и метеорологии.

Читать

Подпишитесь здесь, здесь и здесь: за что нынче собирают подписи на manabalss.lv?

На портале manabalss.lv наблюдается  высокая предновогодняя активность. Уже завтра Сейм рассмотрит народную инициативу о том, чтобы за действия, которые нанесли урон государству, или за непрофессионализм требовать от чиновников вернуть полученную зарплату. Эта инициатива на портале manabalss.lv собрало 10 тысяч подписей граждан ЛР, что позволяет передавать такое предложение "от народа" на оценку Сейма.

На портале manabalss.lv наблюдается  высокая предновогодняя активность. Уже завтра Сейм рассмотрит народную инициативу о том, чтобы за действия, которые нанесли урон государству, или за непрофессионализм требовать от чиновников вернуть полученную зарплату. Эта инициатива на портале manabalss.lv собрало 10 тысяч подписей граждан ЛР, что позволяет передавать такое предложение "от народа" на оценку Сейма.

Читать

Каллас: «Переходный период создаст огромные проблемы в Сирии и в регионе»

Главный дипломат ЕС обеспокоена тем, что Сирия может распасться на части, если не будет защищена её территориальная целостность и права меньшинств.

Главный дипломат ЕС обеспокоена тем, что Сирия может распасться на части, если не будет защищена её территориальная целостность и права меньшинств.

Читать

«Русский стиль и мышление оккупантов!» Даугавпилсская елка разозлила «эстетов»

Одна из имитаций ёлки, установленная на территории даугавпилсского предприятия, вызвала настоящую бурю в социальных сетях, пишут Grani.lv.

Одна из имитаций ёлки, установленная на территории даугавпилсского предприятия, вызвала настоящую бурю в социальных сетях, пишут Grani.lv.

Читать

Украина помогла повстанцам свергнуть Асада: Washington Post

Повстанцы, пришедшие к власти в Дамаске, получили беспилотники и другую поддержку от украинских разведчиков, которые стремились нанести ущерб России и ее сирийским союзникам, утверждает американский журналист и писатель Дэвид Игнатиус в колонке, опубликованной Washington Post.

Повстанцы, пришедшие к власти в Дамаске, получили беспилотники и другую поддержку от украинских разведчиков, которые стремились нанести ущерб России и ее сирийским союзникам, утверждает американский журналист и писатель Дэвид Игнатиус в колонке, опубликованной Washington Post.

Читать

«Умное управление»: как вышло, что сотни тысяч латвийцев не получали официальных уведомлений

Этот вопиющий случай всколыхнул общество Латвии. Вот что пишет в соцсети Х Гунтарс Индриксонс: Это космос!!! Более 50%с  апреля не получили уведомлений. Более 120 000 не получили уведомлений. Это возмутительно! А ответственный за это орган просто опустил глаза и сказал, что это просто проблема пользователей, мы отправили письмо весной.

Этот вопиющий случай всколыхнул общество Латвии. Вот что пишет в соцсети Х Гунтарс Индриксонс: Это космос!!! Более 50%с  апреля не получили уведомлений. Более 120 000 не получили уведомлений. Это возмутительно! А ответственный за это орган просто опустил глаза и сказал, что это просто проблема пользователей, мы отправили письмо весной.

Читать