На выходных на латвийско-российской границе и латвийско-белорусской границе появились вереницы грузовиков. Заторы сохранились и сейчас. Но это не говорит о том, что ситуация в грузоперевозках с Россией как-то улучшается. В Российской федерации меняют законы, а в Латвии некстати собираются проверять топливо, объяснил в интервью Латвийскому радио 4 в передаче «Домская площадь» глава Ассоциации международных перевозчиков Валдис Трезиньш.
«Не скажу, что «все возвращается на круги своя». В последние два года ощутимых очередей на этих границах все-таки не было», — заметил Трезиньш.
Сейчас наплыв может объясниться тем, что к 20-м числам декабря Европа закрывается [Рождество — Rus.lsm.lv]. И определенные клиенты на этой неделе еще успевают «вытолкнуть грузы» в Россию, объяснил Трезиньш.
«Если смотреть статистику, то число машин и компаний на рынке вроде падает. Объемы даже немного растут. Но реальная ситуация — тяжелая. У нас по-прежнему не хватает денег, а сокращение поставок на Россию есть. Многие перевозчики смотрят на альтернативные маршруты и активность по Европе», — рассказал он.
Россия — серьезный партнер для перевозчиков. И нельзя понять, что будет дальше. Начинается новый год, а законодательство Российской федерации опять меняется. В прошлом году большой стресс для перевозчиков вызвали изменения закона, связанного с грузоперевозками в страны третьего мира. Через некоторое время этот вопрос решился, и вот опять — новая ситуация.
«Россияне изменили закон, связанный с перевозкой грузов через терминалы, с чем возникнут проблемы.
Если сейчас мы можем перевозить грузы с отметкой наших властей, что груз оформлялся через терминал, то с 1 января такая ситуация невозможна (...)
Списки терминалов, которые передавали российской стороне и отметка таможни больше не будет являться доказательством для контролирующих органов РФ, чтобы использовать двухсторонние соглашения. Для таких перевозок нужны будут три варианта», — отметил глава Ассоциации.
Первый — универсальное разрешение третьих стран, которое у нас ограничено.
Второй вариант — нужно будет показать предыдущую международную товарно-транспортную накладную (CMR), что груз приехал в конкретный терминал на другой машине. Третий вариант — поручение отправителя, что данный груз нужно перевести через конкретный терминал. Это все — дополнительные сложности для перевозчика и получателя, сообщил Трезиньш.
«И если двухсторонних соглашений у нас хватает, то как раз разрешений третьих стран нам не хватает», — объяснил он.
Продажа большого числа машин связана не только с тем, что перевозчики резко стали уходить с рынка, но и с обновлением автопарка в конце года.
Правительство собирается бороться с нелегальным оборотом дизельного топлива. Согласно поправкам к закону о таможне, со следующего года прямо на границе начнут проверять, сколько топлива везут в баках фуры, въезжающие в Латвию из России и Белоруссии, где солярка примерно вдвое дешевле. Ввозить в Латвию можно будет, сколько бак позволит, а главное — не вывезти подозрительно мало.
«Новый закон создаст трудности. Потому что некоторые перевозчики искали оптимальный вариант, как использовать российское горючее, чтобы потом вести товар на запад. Я здесь не говорю о тех, кто занимался нелегальной продажей горючего, но есть такие, которые ищут, как получить прибыль. И контроль доставит некоторым проблемы (...) Мы понимаем государство и ситуацию, но для перевозчика все же не самое подходящее время, чтобы вводить закон, связанный с расходами на топливо», — объяснил Трезиньш.