В четверг сотрудники министерств обороны США и России провели видеоконференцию, сообщает The Washington Post. Представитель Пентагона сказал, что состоялся "сердечный и профессиональный диалог", но "в остальном Россия и США мало в чем сходятся относительно характера российских мишеней в Сирии, общих намерений России и политического урегулирования в этой стране", говорится в статье.
Глава МИД РФ Лавров "обвинил США в лицемерии и неоднократных нарушениях международного права, а также заявил, что Америка пытается распространять демократию, просто избавляясь от лидеров, которые ей не по вкусу". Он признал, что "в Сирии должны быть политические перемены", но добавил, что борьба с ИГИЛ (запрещенным в РФ. - Прим. ред.) должна стать приоритетной.
Со своей стороны, администрация Обамы не подтвердила многочисленные сообщения с мест об ударах по конкретным группировкам, которым помогает Америка, но назвала действия России "неразборчивыми (...) атаками по сирийской оппозиции", призванными помочь Асаду.
"На прошлой неделе (то есть еще до начала российских авианалетов) сотрудники администрации США признали, что удары России по "Джабхат ан-Нусра" и другим экстремистским группировкам, не связанным с ИГИЛ, могут стать потенциальной проблемой для США. Если удары будут наноситься и по группировкам умеренной оппозиции, администрация США будет вынуждена решать, обязана ли она их защищать", - говорится в статье.
Тем временем европейские и арабские страны из коалиции под руководством США пытаются форсировать стремление к урегулированию в Сирии путем переговоров.
Самый безотлагательный вопрос: удастся ли начать серьезные переговоры между сторонами сирийского конфликта (кроме ИГИЛ) прежде, чем решится вопрос с Асадом. Пресс-секретарь Белого Дома Джош Эрнест вновь заявил, что ввиду своих "ужасных актов насилия против безвинных мирных граждан" Асад утратил легитимность и 80% населения Сирии больше не считают его законным руководителем страны.
Как ожидается, налеты российской авиации подогреют гражданскую войну в Сирии, усугубляя хаос, а также чиня помехи попыткам Вашингтона найти политическое решение, пишет обозреватель The Christian Science Monitor Питер Гриэр. Столь же нервирует предположение, что боевая авиация США и России действует в одном и том же пространстве, но с разными намерениями.
В данный момент администрация Обамы, стратегия которой по созданию формирований из умеренных сирийских повстанцев провалилась, мало что может предпринять. Похоже, курс США распахнул дверь для российского вмешательства в Сирии, и президент Путин горделивой походкой вошел в эту дверь. "Вопрос в том, есть ли у Путина концепция желательных дальнейших событий либо он импровизирует на ходу", - размышляет автор.
Эксперт Андрей Колесников (Московский Центр Карнеги) написал: "Чинить неприятности Западу и США - это, пожалуй, хорошая тактика в краткосрочной перспективе, но, по-видимому, не существует никакой долгосрочной концепции задач, которым должна служить российская мощь, кроме сохранения власти российской элиты".
Между тем благодаря действиям России США получают простор для пересмотра своей стратегии, считает Гриэр.
Эксперт Филип Гордон в статье для Politico написал, что текущий курс США неосуществим. По его мнению, США следует ратовать за широкие переговоры между всеми сторонами конфликта, как в Боснии в 1990-х, хотя урегулирование в Сирии "явно потребует болезненных компромиссов и снижения "планки" политических целей, к которым мы стремились доселе".
"После двух дней авиаударов, направленных исключительно против антиправительственных повстанцев в Сирии, почти не осталось сомнений, что Россия твердо намерена восстановить Башара Асада в роли сирийского лидера, - утверждают Анн Барнард и Нил Макфаркуар в The New York Times. - Однако Путину придется совершить то, что ни одна другая внешняя сила не осмелилась даже пробовать".
Российские войска на сирийском поле боя "могут перехватить инициативу у противников Асада и жестко ограничить возможности США и их союзников, - а к тому же поставить в неловкое положение президента Обаму, что для Путина всегда имеет значение", говорится в статье, но "сияние первоначальных российских успехов почти наверняка померкнет". Войска Асада измождены и слабы духом, контролируют они всего 20% территории, а самого Асада многие представители суннитского большинства считают злодеем.
"История подсказывает, что России будет трудно найти чисто военное решение, - продолжают журналисты. - США, в распоряжении которых были десятки тысяч солдат и буквально неограниченная огневая мощь, не смогли подчинить себе повстанцев ни в Ираке, ни в Афганистане".
"Россия помнит и собственную битву с исламскими повстанцами в 1980-е годы в Афганистане, - говорится в статье. - И опасения, что российские воздушные удары приведут к дальнейшей радикализации участников конфликта, по-видимому, начали оправдываться: во вторник одна из ранее независимых исламистских бригад сообщила, что переходит на сторону "Джабхат ан-Нусра", так как единство стало необходимым в связи с объединением Америки с Россией против мусульман, "чтобы затуманить свет истины".
По мнению политического обозревателя "Коммерсант FM" Константина Эггерта, после размещения войск на территории Сирии Путин может тянуть время, дожидаясь, когда к нему присоединятся США, - если не при администрации Обамы, то при следующей.
"Своими действиями в Латакии и Тартусе они защищают Москву, - сказал о российских властях Эггерт. - Они защищают принцип, что правительство может делать со своим народом все что пожелает".
Наращивание роли России на Ближнем Востоке уже несколько месяцев было "секретом у всех на виду", пишет обозреватель The Washington Post Дэвид Игнатиус. "Теперь, когда в Сирию прибыли российские самолеты и танки, это вмешательство кажется не столь уж благим".
Обама и Керри надеялись вместе с Россией осуществить "управляемый переходный период" по передаче власти от Асада кому-то другому. "Обама и его союзники не предвидели, что президент Путин сядет за стол переговоров, имея при себе оружие, и готов применить свои вооружения, чтобы завоевать военное влияние, - отмечает Игнатиус. - Путин олицетворяет собой ту "мускулистую дипломатию", которой США последние три года пренебрегали, без особого энтузиазма пытаясь обучать и снабжать сирийскую оппозицию. То, что Обама не разработал никакой последовательной стратегии, оставило простор для действий Путина.
"Источник, близкий к режиму Асада, жестко раскритиковал США, написав в электронном письме: "Скандал в том, как поразительно некомпетентна американская разведка. Официальные лица США еще несколько недель назад предсказывали, что русские, возможно, бросят Асада".
Россия ведет опасную игру, поддерживая Асада, ненавистного арабам-суннитам, говорится далее в статье. "Любая держава, которая принимает сторону Асада при убийстве сирийцев, - враг сирийского народа", - заявил представитель повстанцев майор Иссам аль-Раийес.
Игнатиус советует Путину перечитать исследование, посвященное урокам войны в Афганистане, - некий "доклад от 1991 года, составленный Академией имени Фрунзе".
"Возможно, Обама неверно оценил рискованность военного вмешательства России в Сирии. Но может оказаться, что Путин тоже ошибся", - заключает автор.
Президент России продолжает бомбардировку целей в Сирии, несмотря на острую международную критику, пишет немецкий Bild. Российские бомбардировщики нанесли авиаудары по позициям боевиков террористической организации "Исламское государство", однако один удар, по всей видимости, был нанесен по лагерю подготовленных ЦРУ повстанцев. Действия России подверглись критике целым рядом государств.
Так, Саудовская Аравия потребовала от Путина прекратить бомбардировки. "Не заслуживающими доверия" назвала мотивы российской стороны Австралия. "Главной целью воздушных налетов были не позиции ИГИЛ", - заявил министр юстиции Австралии Майкл Кинан, отвечающий а борьбу с терроризмом.
"Путин не вправе бомбить все, что ему захочется", - заявил изданию военный эксперт Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Томас Хичлер.
Глава фракции СДПГ в Бундестаге также заявил: "Если Путин встает на сторону Асада ради того, чтобы сохранить его власть любой ценой, ни о каком мире в Сирии не может быть речи". Большая часть сирийцев, как выразился политик, "убежит от жестокой асадовской гражданской войны".
В свою очередь, эксперт фракции ХДС/ХСС по вопросам обороны Хеннинг Отте призвал Москву координировать с Вашингтоном боевые вылеты в Сирии.
Всего, по данным ливанских СМИ, российская боевая авиация уже совершила минимум 30 боевых вылетов, говорится в статье.
Бернар Кушнер, основатель международной гуманитарной организации "Врачи без границ", который в разные годы занимал посты министров здравоохранения и иностранных дел Франции, считает: "С Путиным будет бартер. Он уступит по Асаду, мы - по Украине", пишет итальянская Corriere della Sera.
В интервью изданию Кушнер сказал о сегодняшнем заседании по Украине с участием Олланда, Путина, Меркель и Порошенко: "Это важная встреча, которая проходит в момент большой неразберихи. На среднюю перспективу, я думаю, что мы, западные страны, придем к каким-то уступкам русским по Украине в обмен на сближение с целью урегулирования сирийской проблемы. "Вы хотите, чтобы я изменил позицию по Сирии? Тогда я заставлю вас поменять позицию по Украине", - может сказать Путин. Это умение вести переговоры". Бернар Кушнер не любит "грубые" методы Путина, но признает центральную роль российского президента.
"С политико-дипломатической точки зрения существует треугольник: Сирия, Украина, Иран, в центре которого находится Путин. Без него ничего не сделаешь", - признает Кушнер. "В Чечне он вел войну с терроризмом, осуществляя ковровые бомбардировки, я надеюсь, что он не будет использовать подобные методы в Сирии. Но мы должны вести переговоры", - говорит он.
По мнению бывшего дипломата, Франция смягчит свою позицию. Из противоречивых интересов в конечном счете возникнет единый фронт против "Исламского государства", который объединит усилия России, США и Европы. На какой-то период Башар Асад сохранит некую видимость власти, потом он будет смещен. "Вероятно, в обмен мы дадим русским чуть больше автономии в восточных провинциях Украины. Украинский президент Порошенко, как мне кажется, готов пойти на уступки, если не в федералистской форме, то хотя бы по существу проблемы", - говорит Кушнер.
"Чтобы нанести поражение ИГИЛ, мы также нуждаемся в Иране и "Хизбалле". Мы должны решиться на то, чтобы вооружить курдов, это единственные наши войска на суше", - отметил собеседник издания.