Министр указал, что без признания Токио российского суверенитета над Курилами трудно рассчитывать на прогресс в переговорах по мирному договору. «Это территория России, и [мы] обратили их внимание на то, что в законодательстве Японии эти острова обозначены как северная территория, что, конечно же, неприемлемо», — заявил он.
По словам Лаврова, Москва и Токио подтвердили готовность работать на основе декларации 1956 года. Это «означает прежде всего непреложность самого первого шага — признание Японией итогов Второй мировой войны в полном объеме, включая суверенитет России над всеми островами Южно-Курильской гряды», подчеркнул он.
Глава МИД также сообщил, что внимание японской стороны привлекли действия США по развитию системы противоракетной обороны. Москва считает, что это создает риски для безопасности России и Китая.
Он добавил, что у Москвы «есть и готовность, и терпение» для движения к выходу на общее понимание в вопросе мирного договора. Кроме того, Лавров отметил, что президенту России Владимиру Путину и премьер-министру Японии Синдзо Абэ доложат о выполнении их поручений к ближайшему саммиту, который запланирован на конец января.
Ранее в январе Абэ поклялся поставить точку в переговорах с Россией по поводу Курильских островов. До этого он заявлял, что наступивший 2019 год является кульминационным в переговорах относительно мирного договора между Японией и Россией.
Мирный договор между Россией и Японией не подписывается в течение более 70 лет. Условием его заключения Токио называет возвращение островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Москва считает, что Южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны и суверенитет над ними не подлежит сомнению.
"Неясен главный вопрос - если японцы не признают суверенитет России над всей Курильской грядой, то из слов Лаврова выходит, что разговаривать не о чем, - комментирует ситуацию российский аналитики Анатолйи Несмеян. - Это, как он говорит, базовая позиция России. Тем не менее, японцы не признают, переговоры идут, японцы - наши друзья, об отмене встречи Путина и Абэ речи нет. Тогда что обсуждается? И еще одно, что тоже пока постоянно выходит за скобки - почему именно сейчас дозарезу потребовалось снова начинать эту историю с мирным договором и передачей островов? Чем "сейчас" отличается от ситуации, к примеру, годичной давности?
Лавров сообщил, что разговор шел об установлении безвизового режима, однако определенные сомнения, что только этот вопрос послужил причиной всех предыдущих высказываний из Японии на самом высоком уровне, конечно, есть.
По всей видимости, нужно ждать, что скажут японцы. Они тоже мастера плести кружева, но по крайней мере, прямо врать не стараются".