«Широкий медийный резонанс вызвало сообщение, что депутаты от Радикальной партии Андрей Лозовой и Оксана Корчинская зарегистрировали в украинском парламенте законопроект, согласно которому Российскую Федерацию будет запрещено называть «Россией», - пишет журналист украинского издания «Еженедельник 2000» Александр Фидель. - По их мнению, она должна называться «Московией».
В пояснительной записке уточняется, что название «Россия» и/или «Русь» является историческим названием территории, на которой расположена современная Украина, а его использование в качестве официального синонима Российской Федерации является агрессивным напоминанием гражданам Украины о «временности» украинской государственности и посягательством на государственный суверенитет Украины».
Сразу скажу, все-таки не думаю, что данная инициатива дойдет до обсуждения в пленарном зале Рады, хотя в постмайданной Украине действительность порой превосходит самые «смелые» ожидания. Тем не менее, нельзя не отметить, что «радикальный» законопроект является этакой квинтэссенцией усиленно вбрасываемого в украинское общество дискурса, что, дескать, истинная наследница древней Киевской Руси — это современная Украина, в то время, как «соседняя держава» — некая «Московия», к Руси отношения не имевшая и вообще, укравшая данное историческое название.
Что-же, в порядке краткого исторического ликбеза могу напомнить, что, во-первых, государства под названием Киевская Русь никогда не существовало, так же, как сегодня не существует таких государств, как Берлинская Германия или Парижская Франция, была просто Русь. Термин же «Киевская Русь» появился в научной среде в XIX-XX веках для обозначения определенного исторического периода в истории, когда столица русского государства действительно находилась в Киеве.
Относительно происхождения самого слова «Русь» существуют разные теории, но единственной подтвержденной историческими источниками (Нестором-летописцем и другими) является «норманнская», согласно которой так звалось племя викингов («варягов») во главе с Рюриком (основателем династии русских князей, а затем и царей) пришедшее на земли восточных славян в IX веке.
Причем изначально под властью Рюрика были только земли нынешнего Северо-Запада России, а его ставка располагалась в городе Старая Ладога (соответственно, именно он считается первой столицей древнерусского государства), затем он перебрался в Новгород и уже оттуда выполнявший функции регента при малолетнем сыне Рюрика Игоре Олег совершил поход на Киев, захватил его и перенес туда великокняжеский престол. С расширением власти Рюриковичей на прочие восточнославянские племена к середине XX и оформилось древнерусское государство, обитателей которого стали звать «русами».
Естественно, нет никаких свидетельств, что «Понятие “Русь” является исторически унаследованным явлением, как название территории и людей Киевского княжества, Переяславского княжества и большей части Черниговского княжества», как утверждают в Пояснительной записке авторы законопроекта и что, вообще, указанные выше территории в политическом, этническом или ином смысле обособлялись от прочей территории Киевской Руси.
К слову, «великие украинские князья» Владимир и Ярослав Мудрый правили в Новгороде, а Киев и великокняжеский престол захватили в результате кровавой междоусобицы, что, впрочем, было вполне в традициях того времени. И возникает банальный вопрос — если «Русь» это только те земли, которые ныне входят в Украину, то как назывались прочие территории Киевской Руси и их обитатели? Неужели «Московия» и «Московиты»? Так Москва была основана лишь в XII веке.
К тому времени Киев и Киевское княжество в силу ряда причин ослабло, единое государство фактически распалось, а политическим и экономическим центром Руси стало Владимир-Суздальское княжество. Туда же, кстати, мигрировала и значительная часть населения с пришедшего в упадок Юга (это к вопросу о генетических различиях русских и украинцев).
После периода раздробленности начался новый процесс консолидации русских земель, вокруг новых центров, Москвы, лишь к концу XIII века ставшей столицей княжества и Великого Княжества Литовского, которое в XVI веке в результате унии стало частью Польского Королевства (Речи Посполитой). Отмечу, что Московские князья вели свой род от Рюрика и его прямых потомков, к коим литовские князья никакого отношения не имели. Политическое разделение способствовало и появлению «уточняющих» определений — Великая, Малая, Белая, Червонная Русь.
В Польше же появился термин «Королевскую Русь» (т.е. находящуюся под властью Польши), которую необходимо было различать и дистанцировать от Руси, управляемой московским царем, тем более, что еще Иван III выдвинул программу сбора «земель праотец» под руку великого князя Московского, что на тогдашнем уровне государственных установлений фиксировалось в его титуле — «великий князь и государь вся Руси».
Тогда же в Польше (в XV веке, никак не раньше) появляются, а оттуда попадают дальше в Европу, термины: «Московия», «московит», в качестве самоназвания латинизм Московия никогда не использовался. Естественно, в их распространении едва ли не самым решающим были пропагандистские мотивы.
Тем не менее, и западных источников, указывающих и на официальное название Русского Государства и на самоназвание его жителей, более чем достаточно. Так, польский историк Матвей Меховский в своём «Трактате о двух Сарматиях» (1517) писал, что жители Московии «Rutheni sunt et Ruthenicum loquuntur» (то есть являются русинами и говорят по-русски). «Московия получила свое наименование по названию реки и расположенной на ней столице, являясь частью Русии», — писал Цезарь Бароний. В своём ставшем популярным университетском учебнике немецкий географ Георг Хорн подчёркивал: «московиты суть русские, лишь именуемые так по названию столицы их государства». А, скажем, в 1645 году в Амстердаме была издана карта России, под названием «Россия, в просторечии Московия».
Так что, несложно оценить степень «познаний» авторов законопроекта, утверждающих в Пояснительной записке, что «Территория нынешней Российской Федерации никогда, до нового времени, не называлась иностранными источниками и местными жителями ни «Русью», ни «Россией».
Впрочем, главная «мораль» этой истории (с одиозным законопроектом) не в «компетентности» его авторов, а в судя по всему, малоуспешных попытках сформировать антироссийскую «украинскую идентичность», стереть народную память об общем историческом прошлом двух народов. И когда даже мощная пропагандистская машина не помогает, приходится взывать к более «действенным» методам:
«Уголовный кодекс Украины: дополнить статьей «110¹» следующего содержания: «Статья 1101. Использование исторического названия территории Украины и производных от нее слов в качестве названия или синонима Российской Федерации, использование такого названия для обозначения современной территории Российской Федерации или любой ее части — наказываются штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан» — гласит проект закона.
Честно говоря, уже и не знаю, до какой следующей степени маразма дойдут «патриоты» — может, решат законодательно запретить Солнцу восходить на Востоке? Я уже ничему не удивлюсь».