"Российско-сирийская группировка, пытавшаяся взять Табку, сегодня отброшена далеко назад. Вообще, новости об этой группе последние несколько дней идут очень нерадостные - беспрерывные атаки смертников и мобильных отрядов на блок-посты по дороге и ядро основных сил, - пишет специалист по Ближнему Востоку Анатолий Несмеян.
Положение группировки ко вчерашнему вечеру:
По сути, буквально за двое суток утрачена половина территории, занимавшаяся сирийцами последний месяц.
Ничуть не лучше положение и под Пальмирой - атаки и здесь идут последние дни очень активно. Пока по периметру, но сирийцы отходят.
Сегодня же ИГИЛ предпринял атаки в районе Манбиджа - отобрал обратно несколько деревень, оттеснил курдские силы и вообще демонстрирует вполне уверенный контроль ситуации. Пока кольцо окружения не разорвано, хотя оно не носит сплошной характер, как можно предположить, глядя на красиво нарисованные картинки на картах.
Все это происходит на фоне состоявшегося визита министра обороны России в Сирию. Аналитики в той или иной мере сходятся на том, что Москва тяготится "неуступчивой" позицией Асада и все больше склоняется к мысли, что договоренности с США будут более перспективными, чем поддержка Асада, который теперь уже мешает вообще всем.
Поддержка курдов и их относительные, но тем не менее успехи на севере Сирии создают воможность, с которой нельзя не считаться: Запад может признать курдскую федерацию, как признал в свое время Косово. Тем самым курды добьются уже не просто автономии, а реальной независимости.
Мнением Асада, да и России, естественно, пренебрегут - не велики птицы, а Иран уже сейчас заинтересовывается перспективой "курдского коридора" в обход Турции, что серьезно поднимает шансы европейской стратегии Ирана на прокладку трубопроводов.
Так что недовольными будут Сирия, Россия и Турция - но учитывая мягко говоря, их непростые отношения, объединиться против признания сирийской курдской автономии они не смогут. Кстати, недавнее письмо Эрдогана было обязано содержать намек на такое неблагоприятное развитие событий, но Кремль устами Пескова пренебрежительно заявил, что отвечать там не на что.
Тем самым курды могут стать победителями в войне и фактически выйти из нее. При этом именно курды являются наиболее серьезными противниками ИГИЛ, который в случае прекращения курдской экспансии может обрушить все свои силы как на Асада, так и на протурецких боевиков.
Учитывая, что даже сейчас Асад и боевики с огромным трудом противостоят ИГИЛ, можно предположить, что Исламское государство разотрет их в пыль при таком повороте событий.
Штатам интересно любое их развитие - ИГИЛ после перекрытия северного выхода в Турцию объективно будет вынужден искать другие - на западе через Асада или на юге через Саудовскую Аравию. Гарантия разрастания войны остается.
Такое развитие событий вряд ли устраивает Кремль, который слишком открыто объявил о своих интересах создать базы на территории Сирии - при таком раскладе главной задачей станет не сохранение баз, а унести ноги.
Так что Штатам есть на что давить и чем шантажировать Кремль... Раздражение Асадом, похоже, достигает весьма выского уровня, потому и приходится отправлять в Сирию Шойгу, чтобы довести до сирийского президента и это раздражение и требование встраиваться в новую Сирию без Асада.
Кстати, сразу после Шойгу Дамаск посетил Сулеймани и привез, как можно понять, предложение о переброске 20-тысячного контингента добровольцев в южное Алеппо - без такого подкрепления в ближайшие дни обстановка там попросту рухнет. Иран в этом случае побеждает в соревновании с Москвой за Сирию - проиранская партия в окружении Асада получает серьезное преимущество: Асаду деваться некуда, он примет любую помощь, иначе - разгром.
В это время Запад раскручивает хотя и относительно частный, но весьма неприятный для России повод: на съемках RT авиабазы Хмеймим в кадр попали кластерные зажигательные бомбы РБК-500 ЗАБ-2,5СМ, которых по уверениям военного спикера Конашенкова в Хмеймиме не было и нет. Формально Россия не присоединилась к конвенции, запрещающей такого рода боеприпасы, но с фактической точки зрения их неизбирательное применение по жилым массивам является однозначным военным преступлением, а это уже не шутки.