Только навынос
- Да, сегодня у нас очень сложная ситуация. На начало ноября уже заразилось свыше трети миллиона человек. Тенденция к улучшению все же наблюдается. Число заболевших уменьшается...
- Государство помогает?
- В апреле предпринимателям выдали по 1 600 евро. А еще на полгода жителей страны освободили от уплаты социального и медицинского налогов. Банки до ноября остановили оплату ипотек и кредитов. Но полгода прошло... И, как говорится, сейчас начнется самое интересное. Что касается обычной жизни, то бары и рестораны работают только навынос. Банкетные залы закрыты.
- А театры, кинотеатры, школы, детские сады?
- Все закрыто, кроме детских садиков. Если их закроют, то государству придется выплачивать родителям больничные по уходу за ребенком. Но лишних денег у правительства нет. А вот школьники и студенты дома, на «удаленке».
Дочь подводника
- Интересно, как вы, коренная рижанка, оказались в Чехии?
- Я родилась у двух счастливых родителей. А значит, у папы и мамы, которые очень любили меня и мою сестру Людмилку. Мама, Мария Ивановна, была учительницей, а папа, Николай Харитонович, служил на подводной лодке на Балтийском военно-морском флоте. Так что для меня слова “автономка”, «Атлантика», «Ла-Манш», «Босфор» всегда были совершенно привычными.
Где только не находились балтийские подводники! Они не видели родных берегов порой по 3-4 месяца. Папа часто путал наши с сестрой имена: меня называл Людой, а сестру - Валей. Я закончила рижскую среднюю школу № 67 в Усть-Двинске за Болдераей, где находится знаменитая Даугавгривская крепость. В советское время там как раз была военно-морская база.
Наверное, знание географии и мечты о дальних путешествиях привели меня после окончания школы на факультет географии Ленинградского пединститута - в ЛГПИ им. А. И. Герцена. Тогда многие мои одноклассники отправились за знаниями в Северную столицу. Каждый выбирал свой вуз. А потом я вместе со своими сокурсниками объездила все “царские” места и Санкт-Петербурга, и Ленинградской области.
Как известно, там немало красивейших дворцов, парков и прочих достопримечательностей. После 4-го курса мы совершили и вовсе дальнюю поездку. Это была так называемая физико-географическая экспедиция. Побывали в трех республиках Северного Кавказа: Грузии, Армении, Азербайджане.
Для меня и сегодня эта экспедиция - самое яркое впечатление студенческих лет.
Правда, потом начались суровые трудовые педагогические будни. После окончания института все получали направление на работу. На тот момент выпускников еще распределяли. Я оказалась в городе оружейников - Туле.
На осмотр тамошних достопримечательностей времени уже не было. На педсовете школы № 55 мне вручили восьмые классы с 25 часами уроков географии в неделю. Знающие люди, уверена, понимают, что речь идет о большой нагрузке. Я не в курсе, каковы сегодняшние школьные нормативы, но раньше классы были по 35-40 человек. Плюс работа в две смены. А еще по субботам вменялась внеклассная программа с выездами в музеи, театры. В общем, вскоре я помахала школе ручкой.
Директор клуба
- Уехали из Тулы?
- Нет. Стала директором подросткового клуба «Заречье плюс». Название придумали сами педагоги. Мы развивали досуг детей Зареченского района. Открывали студии современного танца, кружевоплетения на коклюшках. Были у нас и секции – волейбольная, футбольная. Отмечу, что одними из первых мы восстановили позабытую городскую игрушку.
Она зародилась в Тульской слободе еще в XIX веке. Это были глиняные статуэтки, одетые по моде того времени - с рюшами, шляпками, зонтами.
Для изучения секретов изготовления старинной тульской игрушки мастер-художник нашего клуба Ирина Бежина даже отправилась в командировку в Санкт-Петербург.
Она нашла немало полезной информации в фондах Эрмитажа. Никогда не забуду, как мы искали, закупали, устанавливали и подключали для обжига глины настоящую муфельную печь. Потом доставали специальные, невероятно дефицитные цветные краски. Детей в студии было много. Мы участвовали в конкурсах, получали дипломы. Нас приглашали на выставки. Отмечу, что тульская игрушка сегодня представлена даже в Русском музее. В общем, есть чем гордиться!
Налаживала туристические связи
- Почему ушли из клуба?
- Хотелось попробовать себя в бизнесе. В 1996 году открыла в Туле свою туристическую фирму. Главным направлением была, конечно же, родная Рига. А еще Юрмала. Между Латвией и Россией тогда появилась граница. Ввели визы. Однако не был выработан механизм для их получения. Меня даже пригласили в Москву, в посольство ЛР в РФ, чтобы я помогла разработать первые туристические ваучеры, а также процедуру выдачи виз и аккредитации российских турфирм, желающих сотрудничать с санаториями и отелями Латвии.
Это была работа, по сути, с нуля. Я неоднократно выезжала в Юрмалу для согласования всех необходимых документов с директорами санаториев.
До сих пор помню очень уютный интерьер латвийского посольства в Москве — с гобеленами ручной работы, цветами и роялем в главном холле. А аромат кофе был точно таким, как на главной юрмальской улице Йомас.
Сегодня я скучаю по Рижскому взморью... Ну а тогда я, конечно, гордилась удачно завершенным проектом. Получается, внесла свою лепту в то, что в Латвию стало приезжать так много туристов из России. Счет шел на миллионы. Да я и сама могла чаще навещать родителей.
Если говорить об отъезде в Чехию, то наши туристы из Тулы выезжали на лечение за границу, в том числе в санатории Карловых Вар. Директор одного из ведущих отелей пригласила меня на работу. Постепенно ко мне переехали дети, зять и внук, позже всех прибыл муж. Теперь встречаю дорогих туляков здесь.
Неосуществленная мечта
- А в родную Ригу никогда не хотели вернуться?
- Если честно, мечта вернуться домой меня никогда не покидала. Но, к сожалению, до сих пор она так и не осуществилась. Уже 15 лет живу с семьей в Чехии. Впрочем, мой статус позволяет свободно приезжать в Ригу, так что могу посетить ее в любой момент. Уверена, друзья детства, а также племянник Сергей будут рады нашей встрече. Ждем окончания эпидемии. (Смеется.)
- Вы упомянули о семье. Она у вас большая?
- Да! Муж Николай, три чудные дочери, три любимых зятя, внук Артем и четыре внучки: Мария, Ева, Милана и Василиса. Все дети и внуки - граждане Чехии. Я работаю в туристической сфере на знаменитом курорте международного уровня Карловы Вары, который расположен на западе исторической области Богемия. Здесь лечились Н. В. Гоголь и другие знаменитые писатели.
Карловы Вары славятся своими многочисленными горячими минеральными источниками, обладающими целебными свойствами. Температура воды колеблется от 30 до 72 градусов. У каждого источника свой химический состав, так что его вода помогает от конкретной болезни.
А поскольку я лицензированный экскурсовод Чешской Республики, то провожу экскурсии не только по Карловым Варам и окрестностям, но и в других местах, в том числе по Праге, а также Дрездену, Нюрнбергу, Бамбергу, Регенсбургу...
Сын Громыко
- Что интересует туристов?
- Все зависит от человека. Одного интересуют только вопросы бальнеологии, то есть лечения с помощью горячих источников. Другой обожает гастрономические изыски, включая чешское пиво. Кстати, мало кто знает, что у нас не указывают содержание алкоголя, а только его плотность.
Для этого следует разделить плотность пива на два - и получите уровень алкоголя. Третий гость обожает историю, культуру, изобразительное искусство, архитектуру. Как вы понимаете, такой турист готов часами слушать экскурсовода. Поэтому мне все время приходится заниматься самообразованием. Рассказ должен быть уместным, увлекательным и сочным.
- Вы упомянули в частности Нюрнберг. А ведь это уже Германия...
- Да, но ведь до Нюрнберга всего ничего - каких-то 214 км. Кстати, это один из значимых городов в истории Германии. Рассказ о Священной Римской империи, Нюрнберге, Дюрере, Копернике, Штоссе порой так меня увлекает, что я не замечаю времени. Отмечу, что 4 года назад мне довелось познакомиться с профессором МГУ имени М. В. Ломоносова, историком Анатолием Андреевичем Громыко, сыном легендарного министра иностранных дел СССР А. А. Громыко. Он отдыхал в Карловых Варах в отеле “Империал”.
Мы вместе как раз ездили в Нюрнберг, посетили во Дворце юстиции зал № 600, где проходили знаменитые нюрнбергские процессы 1945-1949 годов.
Еще мне запомнилась встреча с Игорем Губерманом, который прославился своими «гариками» - афористичными сатирическими четверостишиями.
Он подарил мне свою "Книгу странствий» с автографом. До пандемии в Карловы Вары постоянно приезжали известные музыканты, артисты, актеры, адвокаты, политические и исторические личности из самых разных стран. Ежегодно наш знаменитый курорт с его населением в 50 тысяч человек принимал в своих 150 отелях и санаториях порядка двух миллионов гостей!
До встречи, друзья!
- О чем мечтаете?
- Мне многого не надо. Достаточно того, чтобы иметь возможность планировать свою жизнь наперед, а не “до следующего завтрака”. Но пока это не удается. Причины, думаю, понятны. Пандемия сильно ударила по привычному укладу жизни. Зато начинаешь ценить маленькие радости. Скажем, встречу в кафе с подружками. Или возможность собраться всей нашей большой семьей у дочерей в Праге. Мне нравится что-нибудь нарисовать с внучками. Или почитать. А еще приготовить «печеное колено» или утку по-чешски. Кстати, иногда я скучаю по рижскому хлебному супу с черносливом и взбитыми сливками...
- За ситуацией в Латвии следите?
- Конечно. Жаль, что столько людей покинуло страну. Включая меня... Наверное, если бы все рижские эмигранты вдруг вернулись, то умирающая латвийская экономика сразу ожила бы от такого большого притока профессионалов своего дела. Но пока, будем откровенны, наверху ничего, кроме политиканства, не видно...
В любом случае я передаю привет всем туристам, с кем мы встречались на моих маршрутах. А еще мой пламенный привет сотрудникам “Аэрофлота” и других компаний. До встречи, друзья!
Дмитрий МАРТ
Фото из личного архива Валентины Буренковой