" В Латвии есть банки, в которых «90% денег — деньги нерезидентов». Но есть расхожее мнение, что такие банку занимаются отмыванием российских и т. п. денег. По сути, это банки других стран, которые находятся здесь, в более благоприятном климате. Но есть нюанс - они определяют повестку дня, - пишет Рита Нашениеце в "Латвияс Авизе".
Независимо от того, брал или нет Римшевич взятки, важно другое. Почему эти банки здесь, почему их влияние, в том числе - политическое, в Латвии столь велико. И кто заботится о том, чтобы у них здесь было безбедное существование?
Некоторые мелкие элементы видны на поверхности воды. Банки кормят пожертвованиями «Согласие» и «Честь служить Риге». И СЗК, и «Единство» - тоже, но, возможно, только за конкретные лоббированные услуги. Например, массовый приезд русских колонистов по дешевым разрешениям на временное проживание (ВНЖ).
В случае с банком «ABLV» именно при «Единстве» в ведении высокой чиновницы Илзе Александровичи и в тесной дружбе с Рижской думой были подготовлены скандальные условия «могильного трамвая», чтобы под них подошла именно Сканстес, где совместно с «Merks» (известен скандалом со взяточничеством в Эстонии) ABLV Bank принадлежит собственность.
В нынешней атмосфере, и зная привычки латвийских чиновников после работы в министерствах уходить в российские «газы» и «центры согласия», старательность чиновницы представляется особенно интересной.
Давайте посмотрим шире: FKTK и Банк Латвии знают, что с этими банками что-то не в порядке. Притом давно. Что касается FKTK, знать - их задача. Знает не только Римшевич из ЛБ, но и Путниньш из FKTK.
Тогда, независимо от взяточничества, возникает большой и навязчивый вопрос. Не надо обладать дикой фантазией, чтобы прийти к выводам о заинтересованности чиновников в том, чтобы прикрывать деятельность таких банков.
Таким образом, в Латвии поддерживается относительно большой финансовый ресурс, связанный с Россией, который кормит партии, а те ведут дорогостоящую пропагандистскую войну с конкурентами - западными, значит шведскими банками.
У восточных банков, в свою очередь, есть договора с производителями медиа продуктов, с «белыми» и «чёрными» PR-агентствами, в их интересах работают лобби в Сейме.
Заметьте, я не говорю, что они то они дают взятки и оказывают влияние на выборы. Я говорю об общей атмосфере отсутствия критики, которой многие готовы служить.
Конечно, мы можем упорно повторить, что коррупции нет, поскольку никто не пойман, но нужно понимать, что в настоящее время в латвийском государстве сделано все для того, чтобы в нем процветала коррупция и оно было самым слабым звеном Европейского союза, в котором удобнее проводить российские гибридные операции.
Деньги не пахнут. Или, наоборот, сильнее всего воняют деньги, которые не пахнут. И они отравляют среду медленно, незаметно и смертельно."