«Когда — думаю, это ответ, который я не могу сейчас дать, и дать его может только один человек во всем мире — это президент РФ Путин, который решил напасть на Украину абсолютно безо всякого повода! И если мы видим, что кто-то в Кремле думал, будто это нападение будет легким, будто Украина капитулирует, Киев и другие украинские города падут — то сейчас идет, я бы сказал, ожесточенная война: мы видим, что украинцы держатся и воюют очень хорошо и смело.
И я считаю, что многие сценарии, о которых говорили аналитики до российского нападения, теперь корректируются». Один из таких сценариев — что Путин рассчитывал на недолгую войну, на блицкриг и полагал, что российскую армию выйдут встречать хлебом-солью. И просчитался:
«Я согласен с мнением, что он не ожидал такого, что его солдат встретят не цветами и пирожками, а ракетами, автоматными очередями и дронами».
Более того: даже если у Кремля и были сторонники внутри Украины, похоже, теперь их не осталось, допускает Ринкевич.
«Так случилось, что я и моя эстонская коллега в первый день войны находились в Киеве. И конечно, визит должен был прерваться — по настоятельной просьбе наших украинских друзей. Мы вынуждены были отбыть, не самолетом, конечно, через украинско-польскую границу. Наземный путь в нормальных условиях занимает 7-8 часов езды, а в тех условиях это была более чем 10-часовая поездка.
Я видел реакции людей, слышал, что они говорят об этом, и видел много людей, которые говорят на русском и для которых русский является родным языком. И все они были в недоумении, в шоке и были очень злы, что на них напали.
Но сейчас прошло уже три недели войны. И мы видим, что даже в тех областях на востоке, которые считались, возможно, более склонными к сотрудничеcтву с Россией, идет очень жесткая война. Это все же невозможно без поддержки населения! И думаю, что большинство украинцев независимо от того, украинский или русский язык для них родной — они просто сражаются».
«Я знаю, есть люди, которые думают, будто смогут махать здесь российскими флагами и устраивать что-то подобное — не выйдет, забудьте! Мы можем работать вместе, жить вместе только на таких условиях, где мы все понимаем, что Латвия — независимое государство, ценим конституцию и принципы нашей страны, но попытки поддержки агрессивных действий РФ здесь будут пресекаться. Думаю, здесь эти принципы абсолютно ясны», — подчеркнул политик.
Опасения, что военные действия из Украины могут перекинуться в другие страны, в НАТО учитывают — на следующей неделе состоится саммит стран-участниц альянса, и все усилия сейчас направлены на то, чтобы не допустить перерастания этой войны в общеевропейский конфликт:
«Да, это вызывает недоумение и критику и со стороны Украины, и со стороны многих людей тоже, что в натовских странах по вопросу о закрытии воздушного пространства Украины силами НАТО считают, что это положит начало прямой конфронтации с Россией... Думаю, что есть и другие варианты, вариант передачи Украине всех противовоздушных зенитных комплексов, укрепления ее обороноспособности.
Но если кто-то в России хочет развивать этот конфликт — и генсек НАТО, и руководители альянса сказали четко: если будет хоть малейшее наступление на территорию НАТО, ответ будет жестким, и нас не запугать никакими ядерными угрозами. Так что здесь мы возвращаемся к холодной войне, у нас — вторая Холодная война».