Уже в начале пандемии Covid-19 было установлено, что концентрация антител в крови переболевших снижается в течение нескольких месяцев. Опасения по поводу повторных заражений подтвердились — в августе в Гонконге был официально подтвержден первый такой случай, и вскоре появились данные еще о двух десятках.
Отчасти это объясняется тем, что после обычных простудных заболеваний, которые вызываются уже привычными для человека коронавирусами («родственниками» SARS-CoV-2), длительный иммунитет не формируется, и через год человек может заразиться ими повторно, напоминает Найджел Макмиллан, эксперт по инфекционным заболеваниям, профессор австралийского университета Гриффита.
В статье, опубликованной на академическом портале The Conversation, ученый приводит обнадеживающие результаты новых исследований в области иммунного ответа на Covid-19.
Как на войне
Когда в страну вторгается враг, она собирает все свои силы, вступает в войну и дает отпор захватчикам. После отступления врага умные правители страны выставляют дозорных, которые будут высматривать признаки возможного нового вторжения. Эти наблюдатели знают, как выглядят враги, какая у них форма и способы передвижения, дает наглядную аналогию профессор.
Наша иммунная система работает точно так же, пишет он. Всякий раз, когда человеческий организм сражается с бактериальной или вирусной инфекцией, после выздоровления остаются определенные клетки, которые точно помнят, как выглядит «захватчик». Это клетки памяти, и их задача в случае нового вторжения — оповестить иммунную систему на раннем этапе и обеспечить адекватный ответ.
Это означает, что нам не нужно опять вести всю войну с самого начала, поэтому повторное заражение либо сразу затухает, либо значительно сокращается время, необходимое для выздоровления.
Для некоторых вирусов эта память может быть очень долгой, например, в случае кори она длится всю жизнь.
В-клетки в резерве
В-клетки или B-лимфоциты, играющие важную роль в обеспечении иммунного ответа на инфекцию, производят антитела, которые захватывают и уничтожают болезнетворные патогены, такие как вирусы и бактерии.
Группа исследователей из Университета Монаша (Мельбурн, Австралия) на прошлой неделе опубликовала предварительные результаты исследования на тему формирования в организме В-клеток памяти, специфичных для SARS-CoV-2.
Через два месяца после первичного заражения в крови 25 наблюдаемых пациентов было зафиксировано снижение уровня циркулирующих антител против коронавируса. Однако были обнаружены В-клетки памяти, распознающие важные структурные части вируса: шиповидный белок («ключик», с помощью которого SARS-CoV-2 открывает клетку) и нуклеокапсид (геном вируса и его белковая оболочка).
Исследование показало, что эти В-клетки циркулируют в крови не менее восьми месяцев, а может быть и дольше.
«Снижение уровня антител в сыворотке крови через 1 месяц свидетельствует не об ослаблении иммунитета, а о снижении иммунного ответа», отмечают авторы. И если человек снова заразится коронавирусом, В-клетки смогут быстро произвести антитела для борьбы с инфекцией.
Если продолжить «военную» аналогию автора, то в мирное время незачем держать развернутой всю армию, но в случае вторжения войска быстро мобилизуются и дадут бой врагу.
В другом исследовании, проведенном учеными из США и тоже опубликованном на прошлой неделе, В-клетки памяти обнаруживались в течение как минимум шести месяцев после первичного заражения.
Так будут повторные заражения — или нет?
На данный момент лабораторно подтвержденных реинфекций Covid-19 в мире всего 24. По мнению многих ученых, это лишь малая часть реальных случаев. И тем не менее, с учетом того, что с начала пандемии в мире было инфицировано более 62 млн человек, повторное заражение пока выглядит очень редким явлением.
Согласно новым данным, иммунная система человека может запоминать SARS-CoV-2 и реагировать на него. В течение как минимум восьми или девяти месяцев после первого заражения большая часть переболевших защищена от реинфекции. И если повторное заражение все-таки произойдет, скорее всего, заболевание будет протекать в легкой форме, полагает австралийский профессор.