Всего в Латвии почти две сотни предприятий, которые принадлежат государству и более четырех сотен — самоуправлениям. На них трудятся в сумме 286 тыс. жителей Латвии.
Общая прибыль госпредприятий превышает половину всей прибыли страны. А это говорит о том, что государство — крупнейший капиталист Латвии.
До реформы каждое министерство руководило подотчетным ему предприятием на основании собственных представлений. Принятый закон утвердил необходимость создания централизованного регулирования деятельности госпредприятий.
«Эта система организации госпредприятий была настолько недоразвита, что на фоне этого достичь положительного результата не столь уж трудно. Если смотреть на те проценты, которые имеют место быть в подборе кандидатов для управления и в советы предприятия, то профессиональность повысилась. А открытая политизированность уменьшилась. Мы больше не видим таких случаев, когда в совет открыто ставят человека только потому что он представляет партии. То есть в принципе во всех случаях применяются хоть какие-то профессиональные критерии отбора», — сообщил Калниньш.
Также раньше прозрачность госпредприятий была гораздо ниже — сложно было узнать какие результаты достигнуты и цели назначены. Сейчас можно увидеть, что государство ожидает от предприятий. Хотя есть отличия – есть учреждения, которые публикуют больше информации и есть те, которые меньше, считает специалист.
«Как-то получилось так, что в процессе вступления в ЕС — сфера управления госпредприятиями проскользнула практически без реформ и в отличие от многих других сфер — эта система осталась на уровне девяностых.
То есть даже элементарные вещи [как прозрачность и неполитизированность] не были введены. И управление советом предприятий настолько разложился, что во времена кризиса его вообще решили упразднить. Потому что там сидели партийные люди и (…) никакой работы вообще не делали», — объяснил Калниньш.
Совет предприятия за это время был обновлен в таких компаниях, как VAS Latvijas valsts meži, VAS Latvijas dzelzceļš, VAS Latvijas pasts, VAS Starptautiskā lidosta Rīga, VAS Latvijas autoceļu uzturētājs, VAS Latvenergo, VAS Valsts nekustamie īpašumi, AS Augstsprieguma tīkls, VAS Latvijas loto, VAS Ceļu satiksmes drošības direkcija, VAS Latvijas gaisa satiksme, AS Pasažieru vilciens.
В 2015 году большинство элементов реформы еще не были введены в практику. Но были идеи сделать реформу радикальнее. Например, идея о концентрации в центральном каком-то учреждении, но было активное сопротивление со стороны партий.
«Я думаю, что самый главный недостаток реформы состоит в том, что управление муниципальными предприятиями осталось очень нереформированным. Потому что самоуправления категорически были против каких-либо серьезных реформ. Поэтому есть этот закон, который вроде бы затрагивает всех, но на практике реформа касается почти только государственных предприятий», — сообщил специалист.
В передаче Labrīt на Latvijas Radio, Калниньш также отметил, что нужно решить проблему возможности чиновника работать в предпринимательстве. Оценивать его знания и умения, чтобы он мог управлять предприятиями с долями государственного капитала.
Внешние наблюдатели, такие как Всемирная Организация Экономического Развития, одной из важнейших проблем называли то, каким образом происходит руководство госпредприятиями.
Сегодня, 7 апреля, общество за открытость Delna совместно с исследовательским центром Providus и Балтийским институтом корпоративного управления устроит дискуссию, где подведут своеобразные итоги двухлетней реформы.
Как сообщалось ранее, в мае 2014 года представители Госконтроля отметили, что госуправление за годы независимости стало более слабым, не верящим в свои силы и ленивым.
В сентябре 2014 года правительство утвердило инструкции по отбору членов правления и советов предприятий с долей госкапитала. Эта инструкция была разработана Госканцелярией в сотрудничестве с Минэкономики по инициативе премьер-министра Лаймдоты Страуюмы. Инструкция подразумевает, что министерства и ведомства должны оценивать работу подопечных, их эффективность и текущие показатели.
К тому же поправки к закону об управлении обществами и долями капитала публичных лиц ужесточили принцип работы советов госпредприятий. От членов совета требуется конкретный опыт и знаний и определен строгий порядок, по которому кандидат может стать членом совета.