Нидерланды имеют репутацию смутьяна среди стран-основательниц Евросоюза, констатирует корреспондент Жан-Жак Мевель. В 2005 году они отвергли проект европейской Конституции, и на этот раз "результат вписывается в свойственную континентальной Европе пессимистическую тенденцию, связанную с сомнениями избирателей, неопределенностью вокруг предстоящего 23 июня британского референдума и политическим бессилием ЕС", отмечает газета.
Голландия - последняя из стран ЕС, не ратифицировавшая заключенное в прошлом году Соглашение об ассоциации с Украиной. Для его ратификации было бы достаточно простого голосования в парламенте, однако 300 тыс. голландцев подписали петицию с требованием провести референдум. После этого начались интриги, и в лагере противников соглашения "сплотились сторонники независимости, еврофобы, всевозможные экстремисты и поклонники Владимира Путина", пишет Мевель. Мало кто в Голландии осознал значение референдума, который вышел за рамки вопроса о поддержке Украины и превратился в голосование за или против ЕС, подчеркивает издание, отмечая, что отголоски этого референдума будут слышны далеко за пределами Евросоюза.
Ирония заключается в том, что референдум носит чисто консультативный характер и его результаты ни к чему не обязывают правительство. Тем не менее, если результаты референдума будут признаны действительными, правительство Марка Рютте должно будет принимать их в расчет: введение в действие соглашения с Украиной, несмотря на "нет", только усилит критику из-за "дефицита демократии" в Европе, подчеркивает издание.
Голосование на референдуме в Голландии по договору об ассоциации Украины с ЕС можно рассматривать как голосование против ЕС, пишет Микеле Пиньятелли в итальянской газете Il Sole 24 Ore.
"Пощечина Голландии Европе за два с половиной месяца до голосования по Brexit пугает Брюссель", - говорится в статье. Пусть этот референдум носил лишь консультативный характер, победу сторонников "нет" можно интерпретировать как явное голосование против Европы. "Нет" имеет неоспоримый привкус победы для путинской России, которая всегда была против этого соглашения, и явного поражения для самой Украины и ее хрупкой экономики.
Группы евроскептиков сумели превратить договор, имеющий преимущественно экономическое значение, в договор, открывающий путь Киеву в ЕС как символ Европы, который навязывает гражданам свои решения недемократическим путем, пишет корреспондент.
Это голосование воспринимается как очевидное поражение Евросоюза, который и без того затаив дыхание ожидает референдума по Brexit, намеченного на 23 июня. Брюссель с беспокойством воспринял этот прецедент в сфере международных договоров, который рискует поставить под сомнение всю систему принятия решений в ЕС, говорится в статье.
"Тот факт, что голландцы сказали "нет" именно этому соглашению, имеет символическую силу: их отказ стал победой не только для российского президента Владимира Путина, но и для всех тех, кто жаждет скорейшего развала Евросоюза", - пишет Маркус Бекер на страницах Der Spiegel.
"В результате исход референдума стал двойной пощечиной для ЕС, и сейчас речь идет о том, какие он будет иметь последствия: синяк под глазом или же перелом челюсти, так как он показывает сразу две вещи, - продолжает Бекер. - С одной стороны, он демонстрирует, что идея единой Европы стала крайне непопулярна в Нидерландах, то есть стране, которая еще несколько лет назад считалась самой проевропейской. С другой - оказывается, что 70% населения просто не заинтересованы в столь важной для Европы проблеме или же считают, что их голос ничего не значит".
"Неявка голландцев на референдум по Украине - самое красноречивое послание" - утверждает в заголовке Financial Times.
"Так как явка на состоявшийся в среду в Голландии референдум по вопросу, одобрить ли соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной, составила чуть выше 30%, попытки извлечь серьезные уроки из этого голосования противоречили бы здравому смыслу", - пишет автор статьи Тони Барбер. Большинство явившихся проголосовало против соглашения, однако показатель неявки настолько высок по меркам нидерландских выборов, что напрашивается вывод: неявка и была подлинным выбором голландского народа.
"Тем не менее, пару выводов сделать стоит. Во-первых, судя по тому, как освещали референдум контролируемые государством российские СМИ, Кремль надеялся на результат, который покажет украинскому народу, что ЕС - ненадежный партнер, - полагает Барбер. - Из-за очень высокого показателя неявки на референдум, ни к чему не обязывающий нидерландское правительство, эти надежды по большей части не сбылись".
Большая часть торговых договоров, о которых говорится в соглашении между Украиной и ЕС, уже вступила в силу 1 января, напоминает автор. Отменить их можно только единодушным решением всех 28 правительств стран ЕС, "а этого не будет", убежден журналист.
"Во-вторых, то, что референдум состоялся, показывает, прежде всего, насколько велико общественное недовольство качеством демократии и подотчетности в ЕС, и для европейских политических лидеров опасно это игнорировать", - сообщается далее.
"И наконец, голландское голосование напомнило всем, кто дожидается назначенного на 23 июня референдума в Великобритании по вопросу, остаться в ЕС или выйти из него, что результат такого упражнения в прямой демократии по определению непредсказуем", - говорится в статье. Точно так же, как голландские избиратели, которые на самом деле выразили отношение не к сделке с Украиной, британцы могут прийти на избирательные участки в июне, чтобы высказаться скорее о правительстве Дэвида Кэмерона и множестве других проблем, чем о членстве Великобритании в ЕС. Вот только явка будет выше, чем в Нидерландах, полагает Барбер.