Так, отставной бригадный генерал Карлис Креслиньш считает, что основой нашей безопасности является участие в коллективной обороне НАТО, а не увеличение армейского резерва, которое является одной из заявленных целей предложенной Минобороны реформы. «Мощь не определяется одной численностью. В Северной Корее — 1,2 млн военнослужащих, но их сила — ноль. В современном веке это ничего не значит. Их сила — в ядерном оружии. В чем заключается сила НАТО? В коллективной умной обороне»,
— заявил он.
Гайдис Андрей Зейботс благодарен Министерству обороны и его руководителю Артису Пабриксу за то, вопрос безопасности оказался поднят на такой высокий уровень. Но, считает он, упор надо делать надо на гражданскую составляющую безопасности. В целом обороноспособность сегодня определяет не численность личного состава, а техника и умения тех, кто ею управляет. «Даже если человек прошел полный курс обучения, через два года он уже не сможет управлять техникой [которая будет использоваться тогда]. У него же и навыки притупятся», — поясняет экс-командир НВС Латвии.
А вот Дидзис Шмитс поддерживает возвращение к обязательной службе.Он считает, что не стоит слишком полагаться на пятый пункт договора НАТО (о коллективной обороне).
«Оборона страны начинается с нас самих. Если мы не будем биться все за Латвию, никто нам не поможет независимо от пактов и подписанных бумаг. В жизни всегда так происходит. Сейчас, думаю, патриотизм сильно вырос, люди готовы защищать страну. Вопрос в том, готовы ли политики помогать им подготовиться, научиться защищать свой дом», — сказал Д. Шмитс.
Наконец, по его мнению, обязательная служба даст мощный толчок интеграции общества. «Ребята любой национальности, которые 11 месяцев проведут вместе в казармах, в лесу, пройдут обучение… Вероятность того, что они в «час икс» направят оружие друг против друга, равна нулю. Это очень важный способ интегрировать общество», — заявил гость «Открытого вопроса».