В свою очередь Диана Миллере, которая уже 10 лет живет в Ирландии, не горит желанием вернутся в Латвию, так как на родине слишком маленькие зарплаты, на которые можно жить впроголодь.
"Честно говоря нет. Боюсь, так как то, что пережила в Латвии, вновь не хочу пережить. Несмотря на то, что тогда с мужем работали оба, всегда надо было выбирать, что купить - картошку или молоко. В Ирландии нам достаточно зарплаты мужа. Я домохозяйка, могу позволить себе заниматься детьми. В семье растут трое детей, двое старших из них уже окончили в Ирландии школу. Когда мы переселились сюда, старшим детям было 10 и 11 лет. Спрашивая их теперь, не хотели бы они вернуться обратно в Латвию, в гости в Латвию приехать очень хотят, но на постоянное проживание - нет. В Ирландии у них друзья. Кстати, многие из Ирландии затем перебираются в Испанию, где больше солнца", - написала Диана.
А вот Николь Гайшевска, которая живет в Англии уже семь лет, очень хочет вернуться на родину, но это слишком дорогой процесс, на который нет средств.
"Семья уехала из Латвии, когда мне было 4 года. Я бы хотела вернуться в Латвию, так как в Англии все время идут дожди. В Екабпилсе живут мои дедушка и бабушка. Мама работает по уходу за пожилыми людьми, отец - в торговле. Они тоже хотят в Латвию, только для того, чтобы это позволить нет нет денег", - пишет Николь.
Алексей Алехнович, который живет в Калиненграде, надеется вернуться когда-нибудь в Латвию, но, чтобы получить гражданство, ему придется вспомнить язык, чтобы сдать экзамен.
"Взвешиваю возможность с семьей вернуться в Латвию, так как мой дед Оярс Муракс латыш, проживал в волости Каркю. В архивах разыскал документы о своем дедушке. Для получения гражданства мне необходимо сдать экзамен на знания латышского языка. Приехали в лагерь диаспоры, жене здесь нравится, детям тоже", - написал Алексей.
Напомним, правительство Латвии тщетно пытается вернуть уехавших на заработки за границу латвийских гастарбайтеров.
Данные статистики говорят за себя. Так, из всех уехавших за последние 13 лет (а это примерно 370 тысяч человек) около 30–40% вернулись.
Точных оценок нет, но картина примерно такова. Это довольно много, но ведь остаются за границей 60–70% всех уехавших.
Причем есть нехорошая тенденция: начиная с кризисных лет ориентация на "уехал временно, чтобы накопить денег" сменилась на "уехал на постоянное место жительства" и на "уехал, чтобы жить в стабильном государстве, где нет резких скачков экономики".
Кроме того, исследование показало, что наши люди возвращаются по эмоциональным причинам.
50,3% ответили, что им не хватает родственников и друзей, 38,6% сказали, что скучают по Латвии. Еще 23,2% указали, что побудили их вернуться семейные обстоятельства, 21,2% указали, что желают, чтобы их дети жили и учились в Латвии.
17,4% признались, что их не устраивают условия жизни за границей, 16,8% поехали вслед за любимым человеком.
14,8% сказали, что причина для возвращения — привычная среда жизни, и еще 8,6% указали, что у них ухудшилось здоровье.