Пёрл Харбор, 1942 год
В одно майское утро контр-адмирал Чарльз Локвуд (командующий подводными силами на Тихом океане) направился на очередное совещание к командующему Тихоокеанским флотом. Внезапно приблизительно в полутора сотнях метров от адмирала в воздух взмыл огромный столб воды. Следом раздался взрыв!
Происшествие переполошило всю базу. Оно не было очередным нападением японцев. Тогда что же это?
На встрече с адмиралом Нимицем Локвуд предположил: утренний «бабах» — детонация старой японской торпеды. Но предположение было ошибочным.
Оказалось, взрыв — дело рук подводников субмарины «Сирэвен», выпустивших торпеду из кормового аппарата прямо в гавани!
USS Searaven. На снимке видны крышки кормовых торпедных аппаратов, из которых был сделан выстрел в мае 1943-го в Пёрл Харборе
По счастливой случайности смертоносная «сигара» прошла некоторое расстояние, а затем врезалась в дно и взорвалась. Продолжи она свой ход — на воздух взлетел бы док военно-морской верфи. Отклонись влево — и новое грузовое судно осталось бы без носа.
Подводники «Сирэвен» вовсе не собирались взрывать своего командующего и портить казённое имущество. На лодке шёл учебный процесс: опытные моряки учили «салагу» производить выстрел из торпедного аппарата. Это занятие подводники именовали «напором воды». Пустой аппарат наполнялся водой, которая по команде «Залп!» выталкивалась наружу сжатым воздухом.
Однако внутри аппарата находилась торпеда с установленным взрывателем!
Разумеется, после команды «Залп!» сжатый воздух вытолкнул её, и она понеслась по гавани навстречу доку верфи. И если бы рванул док, Локвуд лишился бы должности. А с командира субмарины и его торпедистов сорвали бы погоны и отправили в «уютную» военную тюрьму.
Но всё обошлось, торпеда просто врезалась в дно, и командира «Сирэвен» даже не сняли с лодки.
Благодаря этому случаю американские адмиралы наглядно смогли убедиться: их торпеды никуда не годятся. С началом войны на подлодках Тихоокеанского флота началась «эпидемия» необъяснимых промахов. Как выяснилось, торпеда во время хода не могла держать заданную глубину и проходила гораздо ниже цели. Например (и к счастью), мимо американского же дока.
USS Searaven
Инцидент в Пёрл Харборе выявил эту насущную проблему. Так что — не было счастья, да несчастье помогло. Именно неспособность торпеды держать заданную глубину привела к её попаданию в океанское дно. Другой «цели» она бы просто не смогла поразить.
Торпедировать президента
Американских подводников смогли переплюнуть только их же — американские — миноносники. Те выбрали для торпедирования цель покрупнее. Мишенью стал не кто-нибудь, а сам президент США — Франклин Делано Рузвельт!
В полдень 13 ноября 1943 года из Чесапикского залива вышел линкор «Айова» под охраной трёх эсминцев. Корабль должен был пересечь Атлантику и доставить президента в Алжир. Это был первый этап пути американской делегации на встречу лидеров «Большой тройки» в Тегеране.
По полудни 14 ноября на линкоре объявили тревогу для проведения учений (отражение воздушной атаки зенитными батареями правого борта корабля). Президенту, который наблюдал за процессом на палубе, хотели показать «непробиваемую завесу», которую может поставить современный линкор. Зенитчики должны были жарить из всех стволов в два этапа с небольшим перерывом.
И вот в этом самом перерыве, тишину прервал раздавшийся за кормой линкора мощный взрыв! Динамики корабельной связи выдали сообщение: это уже не учения.
Рузвельт и его окружение гадали: неужели «Айову» атаковал противник?!
USS Iowa. Вид на правый борт, где президент наблюдал за учениями зенитчиков, когда в линкор выпустили торпеду, 1943 год
Оказалось, «подарок» президенту послал один из эсминцев охранения — «Уильям Д. Портер». Моряки объяснили произошедшее самострелом торпедного аппарата, в котором вода замкнула контакты и активировала пуск. К счастью, во время стрельбы сигнальщики заметили «сигару», идущую на линкор. «Айова» сумел уклониться, увеличив ход. Если бы торпеда поразила корабль в правый борт, где в тот момент находился президент со свитой, трудно вообразить, к каким последствиям в истории Второй мировой это бы привело.
Лидеры «Большой Тройки» на встрече в Тегеране. Рузвельта на ней могло бы не быть, если бы роковая торпеда попала в цель
Выстрел никак не мог быть диверсией — на «Уильяме Д. Портере» не знали о высокопоставленных пассажирах «Айовы». Причина инцидента — обыкновенное человеческое раздолбайство. Вероятно, в тот момент на эсминце проводились учения торпедистов, которые выбрали линкор в качестве «цели».
Любопытно, что Рузвельт просил сопровождавшего его командующего ВМС США адмирала Кинга «забыть это» и никого не наказывать за случившееся.
Владимир Нагирняк, warhead.ru