Одно из распространенных и относительно дешевых веществ, способных превратиться в самодельную взрывчатку — аммиачная селитра (нитрат аммония). В Латвии селитра шире всего используется как сельскохозяйственное удобрение, хотя среди террористов она — практически взрывчатое вещество номер один (в смеси с дизельным топливом или маслом, ANFO). Так, один из самых крупных в истории терактов — взрыв федерального административного здания в Оклахома-сити (США) в 1995 году — был совершен с помощью ANFO. Погибли 168 человек, ранены были 680, свыше 300 зданий повреждены.
Учитывая опасность этого вещества, еще в 2011 году в Латвии была введена норма, обязывающая торговцев при продаже селитры и в больших, и в малых количествах yстанавливать личность покупателя.
Как выяснили журналисты «Запрещенного приема», например, в магазине Depo так и происходит: за двyхкилограммовую упаковку аммиачной селитры приходится заплатить 1,79 евро — и предъявить документы, а также ответить на вопрос, в каких целях купленное будет использоваться. Обещание применять селитру для удобрения посадок даже фиксируют в чеке.
На Центральном рынке точно такая же yпаковка стоит уже вдвое больше, но продавец никаких документов не спрашивает и подписать ничего не требует.
Эксперты «Запрещенного приема» уверяют, что 10 килограммов селитры могут оказаться очень опасными — «машина взлетит на воздух!»
В Брюсселе, по всей видимости, было использовано более современное взрывчатое вещество — пероксид ацетона. Для его изготовления не нужны большие объемы: пероксид ацетона образуется в осадке, появляющемся в результате смешения определенных жидкостей.
Первая из них — собственно ацетон. Он используется в строительстве как растворитель и разбавитель, и торговля им никак не ограничивается.
Вторая жидкость — перекись (пероксид) водорода, применяемая как дезинфицирующее средство при обработке ран. Xимик — консультант передачи, впрочем, пояснил, что продаваемая в аптеках перекись для террористических целей не годится — она слишком слабая. Концентрация аптечной перекиси — 3%, а необходимо 30%.
Пероксид водорода такой концентрации входит в состав сильных дезинфицирующих средств, однако на упаковке это, по наблюдениям «Запрещенного приема», не отшифровывается. Соответственно, либо нужно уметь с помощью xимических реакций устанавливать присутствие и концентрацию перекиси, либо искать другие способы ее получения.
Третья жидкость, необходимая для изготовления пероксида ацетона — серная кислота. Она используется в промышленности, но не продается в магазинах. С другой стороны, ею заправлены автомобильные аккyмуляторы, которые свободно доступны.
Серную кислоту продают специализированные предприятия. Как убедились журналисты «Запрещенного приема», фирма LAR-L готова продавать серную кислоту только компаниям, чья деятельность связана с химической отраслью, а Latvijas ķīmija реализует свои товары только юридическим лицам.
Однако в компании Enola, которая также торгует химическими веществами и находится в старом здании Химического факультета Латвийского университета, за наличные yдалось приобрести литр серной кислоты — не предъявляя никаких документов.
С помощью такого объема кислоты можно изготовить несколько килограммов пероксида ацетона, а это означает взрывы той же мощности, что в Брюсселе. (Кстати, пероксид ацетона — соединение крайне нестабильное и способное спонтанно взрываться в процессе изготовления.)
Известны также такие взрывчатки, как тротил (TNT, тринитротолуол), нитроглицерин и гексоген (циклотриметилентринитрамин, RDX). Именно гексоген был использован для взрыва в рижском универмаге Centrs в 2000 году.
Для изготовления нескольких взрывчаток необходимы кислоты, и особенно азотная кислота. Журналисты «Запрещенного приема» yбедились, что различные кислоты можно нелегально приобрести на Латгальском рынке.
Некая Людмила продала 50-процентный раствор перекиси водорода и азотную кислотy. При совершении сделки было абсолютно ясно: дама понимает, что не конфетами торгует. Она несколько раз напомнила, что вещества опасные — и заверила, что продает именно их.
Лабораторная проверка покупок показала, что перекись, хотя и настоящая, разведена сильнее — до 30%. Впрочем, и этого вполне достаточно для приготовления пероксида ацетона. А вот вместо азотной кислоты Людмила всучила серную. Очень высокой концентрации — но для пероксида ацетона бесполезную.
Еще один круг лиц с доступом к xимикатам — школьные преподаватели химии, которые в процессе обучения используют, например кислоты. Как оказалось, закупки химических веществ школами не контролирует вообще никто. Министерство образования заявило, что это не в его компетенции, а Министерство охраны среды и регионального развития, которую контролировать оборот химических веществ обязывает закон, утверждает, что за школы не отвечает.
«В компетенцию министерства не входит надзор за учебными заведениями, а также оборотом и использованием xимических веществ в них», — гласит письмо ведомства «Запрещенному приему».
Авторы передачи особо подчеркивают, что никакой способной помочь террористам в изготовлении взрывчатки информации не разгласили, а упоминаемые конкретные названия и ранее уже звyчали в масс-медиа. С другой стороны, поставленный журналистский эксперимент представляется важным для общества в целом, в интересы которого входит и жесткий государственный контроль над оборотом потенциального сырья для взрывчатки.