Накануне Нового года в Международный день чая в Риге впервые прошел Чайный фестиваль. Оказывается, "жалеть заварку" здесь — не самое страшное преступление…
Судя по невероятному количеству гостей, мероприятие обещает стать одной из лучших ежегодных традиций в латвийской столице. В роли отважной хозяйки бала выступила владелица знаменитой "Чайной" на улице Валдемара Инна Бессалая. Это заведение, думаю, знают многие рижане. Его легко узнать, поскольку за окном выстроились ровно 15 самоваров. Почему именно столько? Да потому, что фестиваль был приурочен к 15–летнему юбилею славного заведения. Праздник был устроен в русском стиле. Самовары обязывали…
Впрочем, самый главный самовар — на улице над входом — какой–то негодяй умыкнул. Хотя, вполне возможно, он просто большой любитель чая. Ведь, согласитесь, это действительно божественный напиток, без которого не обходится ни одно застолье. На первый Чайный фестиваль Инна пригласила своих родных, близких и знакомых. Однако о мероприятии узнали многие совершенно случайные люди. Они стали буквально штурмовать двери "Чайной". А тогда хозяйка не растерялась, а решила устроить чайный пир на весь рижский мир. С бочковыми помидорчиками, хрустящими огурчиками, мочеными яблоками, запеченной лососинкой, пельменями…
Инна вышла в русском национальном костюме с красочным кокошником на голове. Она распорядилась, чтобы столы вынесли прямо на тротуар. Тут же появились горы блинов и прочих угощений. Более того, разлили водочку в рюмочки. Народ охотно выстроился в "паровозик", а потом пустился в пляс. Ведь на улице был не май месяц. Вскоре все как следует согрелись. Между тем внутри гости тоже с удовольствием танцевали. И "ручеек", и кадриль, и даже "Хаву нагилу". А еще публика охотно принимала участие в викторине. Понятное дело, вопросы касались его величества чая.
Примечательно, что победителями викторины стали мужчины. "Оказывается, представители сильного пола о чае знают гораздо больше, чем дамы. Видимо, это потому, что женщины в основном худеют и стараются налегать на зеленый чай", — рассмеялась Инна. Что ж, некоторые мужчины и впрямь оказались эрудитами. Так, был задан такой вопрос: "В какой чай не надо добавлять молоко?" Ответ следующий: "В чай улун, потому что он уже сам молочный". А вы знаете, "какой чай пахнет шинами от машин?" Ответ такой: "Это лапсан соучун — один из самых известных сортов Южного Китая".
Как выяснилось, данный "шинный сорт" отличается своеобразным вкусом и ароматом. Его еще называют копченым или дегтярный чаем. Кроме того, были вопросы, связанные с живописью. Кое–кто сразу верно вспомнил знаменитого мастера пышных форм Бориса Кустодиева и его знатных героинь — купчих и прочих круглолицых красавиц. И хотя многие другие русские художники тоже охотно рисовали чаепития, несомненно, Кустодиев тут явно вне конкуренции. Да и сама Инна как будто сошла с одной из его картин. Многие посетители специально заглядывают к ней на чаек. Ну и на водочку.
"Чай без водочки ну никак не обходится!" — улыбнулась хозяйка. Ей во всем помогает супруг музыкант Владимир Сысоев. В прошлом он был солистом некогда популярной группы или, как тогда говорили, вокально–инструментального ансамбля "Модо" Латвийской государственной филармонии, которым руководил Раймонд Паулс. Владимир и сегодня в строю. На Чайном фестивале вместе с коллегами они создавали особо теплую атмосферу.
А еще люди читали стихи, обсуждали кино— и театральные новинки. По большому счету, "Чайная" давно уже стала своеобразным клубом, очагом русской культуры. Здесь постоянно собирается не просто богемная, а интеллигентная публика. И с каждым годом вечеринки собирают все больше народу. Как говорится, был бы повод. На Масленицу даже сжигали во дворе чучело. С гармошкой и танцами до упаду. На ура проходит всегда праздник "У тещи на блинах". Кстати, к Инне и Володе заглядывает знаменитый редактор "Молодежки" и "Вести Сегодня" Александр Сергеевич Блинов, да и редактор "7 секретов" обмывал здесь выход своей книги.
А вот Юрий Бабич работает юристом. По его словам, в "Чайную" он заходит регулярно. "Потому что здесь наливают чай, а не суют в стакан бумажный пакетик с сомнительным содержимым. В общем, с какой–то пылью. Особенно мне нравится зеленый чай с жасмином. Впрочем, о чаях лучше спрашивать у Инны. Она даже выступает в роли лекаря. Советует, что следует пить при том или ином заболевании. По себе знаю: уходя отсюда, я чувствую себя гораздо лучше!" — отметил Юрий, которому предложили чай с бергамотом. Один запах чего стоил!
С удовольствием заглянул в "Чайную" и актер Рижского русского театра имени Чехова, народный артист Латвийской ССР Евгений Иванычев. Он тоже решил "подлечиться". Ему налили (как было заявлено) антиоксидантный и кофеинонесодержащий чай, который творит поистине чудеса: иммунитет поднимает, сахар понижает, давление стабилизирует. "Словом, мой чай спасает от всего и даже от смерти! — весело заметил Евгений. И добавил: — В любом случае, я знаю точно: в магазине такой не купишь!"
Ну а "7 секретам" хозяйка предложила и вовсе какое–то чудо. С шафраном, бергамотом, корицей и прочими составляющими. "Это ягодно–фруктово–травяной чай", — пояснила Инна. На "закуску" мне дали кусочек горького имбиря. Он прекрасно контрастировал с ароматным напитком.
— В чем главный секрет хорошего чая?
— Знаете, чай, как и служенье муз, не терпит суеты. Если у вас нет времени, лучше его не пить. Конечно, самое главное в чае — вкус и аромат. Однако сейчас даже в самых дорогих ресторанах подают такой чай, что пить его просто невозможно. Люди платят бешеные деньги, а получают невесть что. Ко мне люди приходят, когда им хреново. А выпьют, и сразу легче становится. У нас тут своего рода ВИП–клуб, но не в смысле для богатых, а для истинных чайных гурманов.
— Неужели в ресторанах жалеют заварку? Помните, как в этом анекдоте…
— Заварка — это общее понятие. Крепость не зависит от количества. Можно набросать полную кружку "опилок", а вкус будет никакой. К тому же черные, зеленые и прочие сорта завариваются строго индивидуально. Каждый чай готовится по–особенному. Ведь даже листья скручиваются по–разному. А многие думают так: чем чаинок больше, тем лучшее. Нет, все должно быть в меру. Для сравнения: когда шеф–повар на кухне в ресторане готовит блюда, он четко знает, чего сколько положить.
Черный чай нужно заливать не просто горячей водой, а чтобы ее температура была 100 градусов. А что у нас зачастую делают? Заливают едва теплой водой, которую берут из какого–нибудь кофейного аппарата. Проблема в культуре потребления. Мне иногда говорят: мол, нравится чай с бергамотом. Это тоже мой любимый. Однако бергамотовых чаев превеликое множество, в том числе и высшего качества. Но кто их знает? Многие поначалу в шоке, когда пробуют. "Это какая–то фантастика!" — восклицают они.
До следующей встречи в "Чайной"!
Михаил ЗАДОРИН.