Ваш автор впервые в жизни надел мундир Петровской эпохи. И было очень комфортно! Признаюсь, раньше я относился к реконструкторам менее серьезно — пока сам с подачи Вячеслава Рукиса не записался в их ряды.
И тут вам не детские игры! Первый бой мы приняли около моста, ведущего к роскошному дворцу в Царицыно. Вячеслав, который сам в реконструкции уже более десяти лет и участвовал в сотнях сражений, инструктировал новичка, вступившего в ряды Преображенского полка:
— Не стой перед дулами ружей. Они стреляют. В них засыпают пороховую пиротехническую смесь (почти как в старину!): убить не убьет, но после боя будешь напоминать обугленного негра. И смотри под ноги. Все поле в пиротехнических "бомбах". Да и сабли со штыками тут не пластмассовые…
Его прервала команда готовиться к бою, а через минуту прозвучала другая: "Пали!" И огонь полил со всех сторон! Рядом со мной преображенцы только успевали заряжать ружья, а напротив, у самого моста, шведы подкатили пушечку и целили в нас из переносных мортир. Ощущение схватки стопроцентное!
Огонь, дым, звон сабель, громкие команды, боевые выкрики со всех сторон, рядом проносятся кони с вооруженными до зубов наездниками. Кажется, один неверный шаг, случайное движение — и… репортаж для любимой газеты больше не напишешь. Зато, когда бой закончился, когда мы потеснили неприятеля, ощущение победы было настоящее. Ура преображенцам!
"Войны в кружевах" и не только
В дворцово–парковом ансамбле Царицыно на юге Москвы реконструкторы оживили наиболее значимые для Руси времена — Петра I и Екатерины Великой. И если время императрицы представили больше культурной программой (роскошные балы и знаменитая конная карусель закружат голову кому угодно!), то петровское — это сражения. В Царицыно решили обыграть разные эпизоды "войн в кружевах" — конца XVII и большей части XVIII столетия.
Организация всего лежала на агентстве исторических проектов "Ратоборцы", которое к реализации "боевой составляющей" пригласило одного из самых известных и уважаемых российских реконструкторов Сергея Минченкова. Именно он с единомышленниками оживлял в Царицыно любимые эпохи — Петра I и Екатерины. Даже лагерь, где жили участники сражений, был сделан исторически грамотно — начиная с того, что палатки шили по старинным "выкройкам", и заканчивая их расположением: где — солдатские, где — офицерские и оружейные.
Но главное, чем всецело увлечен Сергей Минченков и занимается этим более 20 лет, — воссоздание исторических костюмов. Кстати, одну из его работ видели многие даже далекие от реконструкции люди — в замечательном российском сериале "Екатерина. Взлет". Мастер для него полностью сшил своими руками красный генеральский вицмундир Григория Орлова — фаворита императрицы. Также его рук дело — убранство, сбруя лошадей. Впрочем, во многих других картинах его тоже, как истинного профессионала, не раз задействовали: однажды даже скандинавы к нему обратились, чтобы он, русский человек, сделал предельно аутентичную шведскую форму.
Сергей Минченков рассказывает "Вестям":
— Сейчас во многих российских фильмах очень серьезно работают над точностью исторических деталей — и в костюмах, и не только. В советские годы в исторических фильмах упор делался в первую очередь на драматургию, а деталям придавали не столь большое значение в том числе и потому, что информации было мало — о тех же костюмах царского времени.
В советские годы фактически никто не занимался реконструкцией в том виде, в каком мы ее теперь видим. Если речь шла о событиях Великой Отечественной войны, то — да, их воссоздавали. Но погружение с головой в царское время, мягко говоря, не приветствовалось.
По сути, клубы реконструкторов, которые вы сейчас видите, появились, когда Союз трещал по швам, — в конце 1980–х. Например, в 1989–м впервые разыграли Полтавский поход. Тогда еще уровень знаний, если мы говорим об исторических костюмах, был не самый высокий. На самом деле лишь в 1990–х информация стала доступной и открытой, за что спасибо историкам, труды которых мы всегда используем. Сейчас много историков, тщательно относящихся к деталям тех же старинных костюмов, к униформе. В итоге и в кино теперь появляются более правильные мундиры, нежели это было в прошлом…
Волосяной галстук и штаны "из оленя"
— Хотя кино — это, конечно, не реконструкция, которая предполагает самое глубокое погружение в тему. В нашем случае необходимо все делать предельно аутентично. Материал, из которого палатки шьют, — такой, какой был в старину. Табак в трубках зажигают при помощи огнива. Пьют из "исторических" кружек. Обед готовят, как в старину, в огромных котлах над огнем. И даже нитки для костюмов используют правильные. Для чего это? Это не детские игры! Важно ощутить себя в той или иной эпохе "своим" на все сто.
Конечно, не всегда удается стопроцентно погрузиться в тему — из–за того, что некоторые материалы для костюмов и технологии их изготовления утеряны. Например, распространенный в петровское время материал каразея сейчас в России не выпускается. Это шерсть с определенным рисунком плетения. Из нее получается грубая, толстая и рыхлая ткань. Но ее не делают на наших заводах, производящих шерсть.
А однажды мне понадобилась кожа оленя, чтобы сшить правильные штаны для кавалерийского мундира. Замучился ее искать. Оказалось, в России никто из производителей ею не занимается, равно как и лосиной. Отыскал мастеров аж в Германии, выделывающих такую кожу. Она существенно отличается, например, от коровьей, которая толще, намного жестче и грубее.
Многое и самим приходится разгадывать. Вот что такое "волосяной галстук"? Мы с друзьями долго это разгадывали. Из какого волоса? Какими волосами покрыт? Совершенно случайно в толковом словаре Даля нашли понятие: "шерсть" — это волос животного, "волосяной" — "шерстяной". А нитяной галстук — это, например, изо льна. И при всем богатстве информации мы все равно многого не можем найти: допустим, если речь идет о солдатском костюме петровского времени, о его точных деталях. О царском–то костюме и офицерском сведений навалом, а что касается простого солдатского — увы, — замечает собеседник.
Сколько Сергей Минченков сделал за 20 лет костюмов — и не сосчитать. К нему давно обращаются не только из России, но со всей Европы. Так из хобби родилась профессия. Недавно мастер поставил рекорд: сшил нательную рубашку Петровской эпохи за два часа. Правда, сделал это на машинке. Когда руками рубашку шьет, может и за день управиться, что тоже на самом деле быстро. А на камзол уходит дня два…
Когда в прошлом бывает комфортней
Серей Минченков, как и наш Вячеслав Рукис, — один из тех реконструкторов, которые изначально сами до всего доходили: информацию искали, даже разные старинные технологии воссоздавали.
— Хотя теперь, казалось бы, полно клубов реконструкции в той же России, но до сих пор сами всему обучаемся, — говорит Сергей Минченков. — Нужно на лошади научиться скакать — идем на конюшню. Стрелять? Читаем об оружии, из чего его делали, как тренировались с ним, как и что в бою использовали.
И потом пытаемся все перенести в наш мир. Фехтование? То же самое. Читаем о материалах, из которых делалось холодное оружие, узнаем, какие приемы использовали в учебе и в бою. Энтузиасты сами открывают клубы исторического фехтования — вначале "для своих", а потом к ним присоединяются и "просто интересующиеся". И вот так, постепенно, удается перенестись в прошлое, что, поверьте, необычайно интересно…
На фестивале мы с клубом Explorers пробыли несколько дней, а потом, пропахшие порохом и, разумеется, вином (а как же после боя без него!), сели в автобус. Наш водитель уже ничему не удивлялся. Мне показалось, что и ему теперь больше хотелось держать в руках не руль, а лошадиные поводья.
Во время фестиваля я спросил Вячеслава Рукиса: а зачем ему все это? И услышал: "Кто–то ходит в компании друзей в походы на природу. Кто–то спортом любит заниматься — фехтовать или стрелять в тире. Другой изучает историю. Четвертый обожает путешествовать. А у меня все это вместе. Понимаешь, реконструкция совмещает в себе все". Теперь еще как понимаю!
…А еще на обратном пути, собирая свою солдатскую форму, я аккуратно смахнул с нее ароматную дамскую пудру. В последний вечер нашего участия в фестивале в большом зале дворца в Царицыно прошел настоящий бал XVIII века. И одной из тех прекрасных дам, которая согласилась потанцевать с вашим покорным слугой, была сама императрица Екатерина Великая. Вот же повезло простому петровскому солдату из Риги! Да и вино пить с ней в стороне от шума бала, спрятавшись за позолоченную колонну, было особенно приятно…
Словом, друзья, любите историю!
Игорь МЕЙДЕН.
Все фото —автора.