“Сравнение некорректно потому, что мир стал совершенно другой, и сто лет назад социальной поддержки было на порядок меньше. Сейчас мы живем в социалистическом западном обществе, – отметил Домбровский, – и даже в нашей стране, которая не сильно богата, это как-то функционирует. Нас пугает не голод и смерть, как это было в Великую депрессию, а всего лишь потеря привычного качества жизни. Мы привыкли путешествовать два раза в год, регулярно менять одежду, потреблять еду определенного качества, и до голода нам еще далеко. Стресс вызван у людей, которые привязаны к комфорту”.
Психолог уверен, что иллюзии людей, будто они выстроили стабильную жизнь, которая останется навсегда, могут помешать им в будущем освоить новые профессии.
“Мир непостоянен, постоянство – это утопия, его никогда не будет. Мы пережили уже 2-3 формации и ничего. Есть закономерности развития общества, и скорости развития социальных событий уплотняются, пауза между экстримом все короче. Поэтому нам предстоит еще пережить таких коронавирусов или других потрясений еще штуки три-четыре до конца нашей жизни.
Вспомните, все компьютерщики, сисадимины, которые родились в 70-м году, хотели в детстве стать космонавтами или врачами, потому что слова такого “сисадмин” не было, оно звучало неприлично, еще в угол поставят. Конечно будут новые профессии, к этому нужно быть готовыми, и не потому что коронавирус, а потому что мир меняется. И новая популяция людей, которая приспособится к переменам, окажется в авангарде адаптации, а кто не приспособится... Это грустная история, Это лишние люди. Прямо как в русской классике XIX века”, – заключил Артур Домбровский.