Другого и быть не могло. Феерически яркий, интересный лектор и собеседник, автор журнала "Сноб", теле— и радиоведущий ("Серебряный дождь", канал "Культура"), не мог вызвать иную реакцию. Его лекции собирают аншлаги в Лондоне, Москве и Петербурге и полностью переворачивают у публики представление о психологах. Эти встречи полны искрометного юмора, интересных историй и блестящей импровизации. В чем смогут убедиться те, кто придет на следующие лекции Михаила Лабковского: "Про антикризисный иммунитет" (27 апреля) и "Что нам мешает быть счастливыми? Часть 2" (28 апреля). А "Вести" решили устроить "счастливую" встречу с психологом на своих страницах.
Близкое и чужое
— Михаил! Как вы выбираете темы для встреч со слушателями?
— Я выбираю то, что близко мне. И это правильно, потому что ты никогда не сможешь подстроиться и понять чуждое тебе.
Чаще всего я говорю про счастье, про отношения, про любовь, про детей. Хотя скоро в Риге у меня будет лекция о том, как не потерять себя в финансовых и прочих жизненных кризисах и всегда оставаться на плаву, как не впасть в ступор из–за тревог о завтрашнем дне, не утратить самооценку из–за потери работы и статуса или расставания с партнером. А также о том, как относиться к откладыванию и одалживанию денег, как нужно обсуждать величину своей зарплаты и гонораров, и о том, как не потерять в кризис любовь. Потому что сейчас эта тема для всех очень актуальна с чисто человеческой точки зрения.
— Из вашего опыта: что больше всего волнует людей и в чем их самое главное заблуждение?
— Если сразу копнуть глубоко, то самое глубокое заблуждение — это поиск смысла жизни и принятие какого–то смысла. Почему? Да потому, что жизнь сама по себе является смыслом. Но только в том случае, если вы получаете от нее удовольствие. Если же человек не получает от жизни удовольствия, он начинает страдать от этого, а вовсе не от большого ума, как некоторые думают. Чтобы как–то жить и плавать на поверхности, он себе придумывает деньги, карьеру, бизнес, шмотки и цепляется за это. Но смысла жизни от них не прибавится. Жизнь сама по себе есть смысл и удовольствие.
Второе, часто встречающееся заблуждение, — о ценностях, касающихся детей. Родители могут хотеть только того, чтобы дети были счастливы. Вместо этого они забивают голову всякой чушью — про карьеру, образование, хорошую школу, перспективы, которые к счастью не имеют никакого отношения.
Третье заблуждение: что есть какая–то литература, педагогические приемы, которые расскажут, как правильно воспитывать детей. Нет такого. Надо самому починить свои мозги и стать счастливым человеком. А не так: у меня проблемы, пусть у детей их не будет. Цели, ориентиры — это заблуждение. Жить — это и есть цель.
Интересно и непредсказуемо
— На чем люди зациклены больше всего?
— В первую очередь их волнует собственный внутренний мир: низкая самооценка, неуверенность, комплекс жертвы. Во вторую — взаимоотношения между мальчиком и девочкой, мужем и женой, родителями и детьми, а также между взрослыми детьми и пожилыми родителями. И в третью — тема детей, как их воспитывать, что с ними делать, трудности взаимоотношений с ними, особенно в подростковом возрасте.
— Как обычно проходят ваши лекции?
— Начнем с того, что у меня не лекции в общепринятом смысле. Это публичные консультации. Что это значит? Мой вводный монолог занимает минут 15–20 максимум, а дальше я отвечаю на вопросы и записки из зала. И это похоже на театр, поскольку есть драматургия, разные люди с разными историями. Получается интересно и непредсказуемо. Целое действо, а не просто бла–бла… И при этом разговор идет очень конкретный, поэтому многие люди, побывавшие у меня, признаются, что после лекции начали новую жизнь. Например, они раньше боялись определенных отношений, заморачивались чем–то, а после лекции их отпустило, и они почувствовали себя по–другому.
— Какой вопрос вам задают чаще всего?
— А можно ли начать жизнь сначала? Ответ: можно, причем в любом возрасте.
Любовь и брак
— Вы не считаете, что в наше время произошла переоценка так называемых вечных ценностей? Люди ушли от привычных стереотипов и растерялись… Не знают, что делать во вполне конкретных обстоятельствах.
— Да, это так. Возьмите институт брака. Исторически так сложилось, что брак — это не про любовь. И вообще не про чувство. Это религиозный и государственный институт, когда испокон веку жен и мужей родители выбирали. Любишь, не любишь — такого мерила не было, думали об укрупнении и выживании общины.
Но с некоторых пор люди строят отношения на своих чувствах. Что же получается? Чувства — вещь эмоциональная, эфемерная. А брак — это про стабильность. Количество браков в Европе резко сокращается, а число разводов увеличивается. Потому что старые ценности уже не работают: все хотят жить по любви. Ты сегодня любишь, завтра — разлюбил и ушел. А у тебя дети, дом, дача, ссуда в банке, машина… Как с этим быть?
Вторая ситуация. Исторически женщина семье ничего не должна, потому что ответственность на себя берет мужчина. Брак для мужчины — обязанность кормить и заботиться о своей жене и будущих детях. Оберегать жену от других мужчин и вообще защищать ее от всего мира. То есть роли в семье раньше были четко распределены.
А сегодня, когда у нас по жизни равноправие, все норовят его и в семье установить. И мужчина очень часто чувствует себя не главой семьи. И жену не защищает. А зачем? Она сама себя еще как защитит! Мало того, в бизнесе, в работе женщины бывают более успешными. То есть роли меняются, и это вызывает конфликт в семье, борьбу за лидерство. Это процесс, который не сегодня начался и не завтра закончится.
— С кого делать жизнь, чтобы не было мучительно больно?
— Ни с кого! Делай то, что хочется. Жизнь ведь такая короткая. Человек, выбравший работу, которая ему нравится, жену (мужа), которую он любит, носящий одежду по своему вкусу, мало обращающий внимание на мнение окружающих, не зависящий от слова "надо", больше других находится в гармонии с собой. И это единственный правильный способ прожить жизнь.