Торговцы немецкого города Клеве решили изъять из оборота самые мелкие монеты. Для этого со вчерашнего дня все цены в магазинах-участниках инициативы округлены до ближайших пяти евроцентов. Автором инициативы стало Klever City Netzwerk — объединение розничных торговцев. Таким образом торговцы хотят сократить свои издержки, так как банки взимают плату за инкассацию наличных, а с мелкими монетами эта плата зачастую превышает зачисляемую на счет сумму, пишет The Local.
Торговцы уверяют, что покупатели также выиграют — оплата наличными станет быстрее и проще. Пока к инициативе присоединились около 60 из 150 состоящих в Klever City Netzwerk торговых заведений. Крупные сети выжидают раекции покупателей.
Кстати, в расположенном по ту сторону границы голландском городе Ниймегене цены были округлены до 5 центов уже несколько лет назад. Впрочем, не только в нем: торговцы в Нидерландах (а также в Финляндии, Бельгии и Ирландии) еще в 2004 году фактически исключили из коммерческого оборота монеты в 1 и 2 евроцента.
«Если эксперимент в Клеве сработает, торговцы и в других городах наверняка подхватят идею», — заявил глава регионального отделения Торгово-промышленной палаты Нижнего Рейна Михаэль Рюшер.
Теперь вопрос: а при чем тут Сталин. А при том. Помните, у Солженицына «В круге первом» разговор в «шарашке» вакуумщика Земели с мордвином Мишкой:
--Если хочешь знать -- всё началось с полкопейки.
-- Почему с пол копейки?
-- Раньше, году в двадцать шестом, в двадцать восьмом, -- ты маленький был, -- над каждой кассой висела табличка: "Требуйте сдачу полкопейки!" И монета такая была -- полкопейки. Кассирши её без слова отдавали. Вообще на дворе был НЭП, всё равно, что мирное время.
-- Войны не было?
-- Да не войны, вот чушка! Это до советской власти было, значит, -- мирное время. Да... В учреждениях при НЭПе шесть часов работали, не как сейчас. И ничего, справлялись. А задержат тебя на пятнадцать минут -- уже сверхурочные выписывают. И вот, что, ты думаешь, сперва исчезло? Полкопейки! С неё и началось. Потом -- медь исчезла. Потом, в тридцатом году, -- серебро, не стало мелких совсем. Не дают сдачу, хоть тресни. С тех пор никак и не наладится. Мелочи нет -- стали на рубли считать. Нищий-то уж не копейку Христа ради просит, а требует -- "граждане, дайте рубль!". В учреждении как зарплату получать, так сколько там тебе в ведомости копеек указано -- даже не спрашивай, смеются: мелочник! А сами -- дураки! Полкопейки -- это уважение к человеку, а шестьдесят копеек с рубля не сдают -- это значит, накакать тебе на голову. За полкопейки не постояли -- вот полжизни и потеряли.