И оказалось, что именно по поводу условий этой сделки нашлось слишком много недовольных, при голосовании 202 голоса «за» и «против» 432 – это значит, что это самое крупное поражение правительства за всю, насколько помнят, историю парламентских голосований в Англии. Это очень серьезная вещь, серьезный провал правительства».
Соответственно, будет рассматриваться предложение о выражении недоверия правительству Мэй, говорит Димитров. Если это предложение пройдет – то, скорее всего, будут внеочередные выборы в Великобритании.
После резонансного голосования Тереза Мэй по поводу самого Brexit не сказала ничего нового, сообщил он, только признала, что будут открыты какие-то консультации – но возможно, она что-то более подробное (некую программу, объясняющую, почему ей следует оставаться премьер-министром) предложит в среду 16 января.
«Очевидно, что парламент не поддерживает соглашение. Но из сегодняшнего голосования неясно, что же он поддерживает», — сказала премьер-министр сразу после голосования.
Перед Мэй, по словам Димитрова, сейчас стоит первоочередная задача «отодвинуть дедлайн» - ведь переходный период Brexit длительностью два года (с момента подачи заявления о выходе Соединенного Королевства из ЕС) истекает в конце марта.
«Потому что если он не будет отодвинут, то новое соглашение должно быть достигнуто и ратифицировано как европейской, так и британской стороной до конца марта. Это фактически невыполнимая задача: за оставшееся время провести заново переговоры, о чем-то договориться и потому успеть это всё ратифицировать. То есть первая задача – не допустить выхода Великобритании без условий», - поясняет юрист.
Если правительство Великобритании подаст предложение продлить срок переговоров, на это должны дать согласие остальные страны Евросоюза «по принципу единогласия», подчеркнул он.
«Если же они не согласятся, или само британское правительство это ходатайство не подаст – то в конце марта Великобритания выйдет из ЕС безо всяких предварительных условий. Для людей из Латвии и других стран ЕС, проживающих там это будет означать состояние очень большой неопределенности. Потому что все эти договоренности - они как раз были в этом договоре, который британский парламент торпедировал.
Конечно, это не исключает того, что в ударном темпе, до конца марта, британское правительство в одностороннем порядке даст какие-то гарантии гражданам ЕС на своей территории. Но успеют ли они это сделать даже при наличии политической воли? Это первый вопрос, и второй – а будет ли эта политическая воля, потому что, конечно, они будут смотреть на то, предоставляются ли такие же адекватные гарантии британским гражданам на территории Евросоюза. По-хорошему такие вещи нужно делать через двусторонние переговоры, когда сразу понятно, что обе стороны будут соблюдать результат этих переговоров».
На всякий случай Еврокомиссия уже предложила пакет из нескольких нормативных актов (около шести регламентов и директив), чтобы в случае, если договоренность не будет достигнута, и не будет решения о продлении переговоров, очень быстро их принять до марта и таким образом несколько смягчить болезненность Brexit, сказал Димитров.
«В частности, там такие простые вопросы – например, чтобы не допустить требования визы для граждан ЕС на территории государств Шенгенского соглашения. Но опять же, все эти акты Еврокомиссия будет продвигать только в том случае, если от британской стороны будут получены заверения в том, что и на территории Великобритании гражданам Евросоюза будет обеспечено такое же отношение», - резюмировал юрист.