Арнис Петранис, глава предприятия, указывает — кризиса пока не почувствовали, пытаются поддерживать рабочий ритм, однако приходится рассчитывать, что ситуация станет хуже.
«Мы производим главным образом оборудование для переработки продуктов, в основном рыбы. Тут автоматическая линия обработки консервов из сардин для Марокко. Надо было бы отправлять на этой неделе, но мы вряд ли сможем это сделать», — говорит он.
Если само оборудование еще можно доставить клиенту, то сотрудников для его установки — почти невозможно. Однако компания продолжает выполнять ранее полученные заказы. Однако пока технику не установят, никто за нее не заплатит.
Петранис отметил, что есть проблемы с поставками: «Большую часть компонентов мы получаем из Европы. Есть из Италии сообщения, что компании остановились. В Германии есть предприятия, которые работают с перерывами. У нас могут быть проблемы, если своевременно не закончить заказы, которые накопились»
Запасов на складе Peruza хватит примерно на месяц.
Пособие «по простою» для компании не актуально, но, например, возможность налоговых каникул она в какой-то момент могла бы использовать.
Отрасль металлообработки и машиностроения, которая в обычное время экспортирует товаров на 1,5 млрд евро, все чаще сталкивается с транспортной блокадой, сложностями у поставщиков и клиентов.
«В данный момент проблемный сектор — именно автостроение. Как мы знаем, в Европе эта отрасль сократилась или остановила работу», — говорит глава Латвийской ассоциации машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий Том Гринфелдс.
В Вентспилсе работу на время приостановил производитель автодеталей Malmar Sheet Metal — там работают 250 человек. Частичный простой планирует и делающая машины для уборки улиц компания Bucher Municipal — на производстве заняты 370 человек.
В ассоциации говорят, что увольнять сотрудников никто пока не собирается, но не исключают, что помощь, например, в режиме простоя понадобится.
«Специфика нашей отрасли в том, что часто проблемы появляются с известным временным сдвигом — по сравнению с другими отраслями», — добавил Гринфелдс.
Схожие проблемы и с клиентами, и с поставщиками — у производителя электроники HansaMatrix. На заводах в Огре и Вентспилсе компания создает продукты для различных латвийских экспортеров, в том числе и флагмана отрасли — Mikrotīkls.
Глава предприятия Илмар Османис отмечает, что есть клиенты, которые, вопреки ситуации, увеличивают объем заказов. Прогнозируется, что вырастет потребность в оборудовании для обработки данных, поскольку весь мир в данный момент работает в Интернете.
«Практически финансовая помощь в виде финансовых инструментов для одного предприятия — до 5 млн евро. Для экспортных предприятий, чей оборот измеряется сотнями миллионов, эта поддержка нецелесообразна», — считает глава Минфина Янис Рейрс.
Подсчеты свидетельствуют, что помощь в более крупном объеме могли бы получить 10-15 предприятий, чей общий объем экспорта близок к 500 млн евро. На поддержку предполагается выделить 75 млн.