«Извозчик, в «Варшавскую»!»
До войны улица Грециниеку, выходящая к набережной и старому рынку, заканчивалась гостиницей «Варшавская». Не самой фешенебельной, но достаточно известной. В номера часто подкатывали веселые мужчины с девицами. Во время войны здание было разрушено.
Плоты вдоль набережной
По-другому выглядела когда-то и пристань у набережной -- там швартовались десятки пароходиков и пароходов. Это тоже была часть Рижского порта. Порт начинался на острове Долес, шел через Кенгарагс, Старый город и заканчивался в устье Даугавы.
От нынешнего Кенгарагса и до железнодорожного моста берег был буквально нашпигован плотами. С верховьев Двины ежегодно сплавляли по 10-15 тысяч плотов! До осени бревна нужно было рассортировать, обработать на пилораме, а затем судами отправить в европейские порты.
Дровяной рынок
От района Красных амбаров (Спикери) до железнодорожного моста швартовалась маломерная флотилия: лодки, небольшие пароходы. В основном они ходили по внутренним водоемам: подвозили дрова, продукты, сено. Рыночек, который располагался в этом месте, назывался дровяным или сенным. А еще там выгружали доломит, доставляемый с острова Сааремаа.
Пароходы и буксиры
За железнодорожным мостом -- в сторону Старого города швартовалась серьезная флотилия -- торговые суда. Они приходили из всех стран Европы. Швартовались и буксиры, которые тоже можно увидеть на старинных открытках. Свои буксиры были у частных компаний, и у городской управы, таможни, биржи. Буксиры использовали не только для перевозки пассажиров, но и для лоцманских операций.
Таможенные склады
От нынешнего Вантового моста до Морского вокзала тянулись таможенные склады. На старинных открытках видны пиломатериалы, бочки с селедкой. Чуть ниже по течению хранили зерно -- там были зимний порт для небольших судов и причал для приема зерна.
Речные пароходики
Старую набережную невозможно представить и без пассажирских пароходиков, курсировавших в черте города и за его пределы. Они швартовались в районе нынешнего Каменного моста и бегали по Даугаве и Лиелупе: в Агенскалнс, на Кливерсалу, в Вецмилгравис, Болдераю и даже Слоку.
«Ланге и Скуя»
Первые пароходики для местного сообщения город заказал в 1882 году. Лодочники, перевозившие пассажиров испокон веков, не справлялись с возрастающим потоком. В 1884-м со стапелей судоверфи «Ланге и Скуя» на Кливерсале сошли пять «ласточек», а 1 июля открылось движение.
В Агенскалнс, Кливерсалу, Ильгюциемс бегали «муниципальные» лошадки, а на Андреевский остров, в Вецмилгравис, Болдераю, Слоку, Елгаву -- частные.
Были линии, которые обслуживали и частники, и город. Тарифы различались не только в зависимости от принадлежности судна, протяженности маршрута, но и сервиса. До революции поездка в Агенскалнс в первом классе стоила три копейки, во втором -- две. Были и скидки для школьников: на все маршруты билеты стоили 1,5 копейки.
Самая оживлённая линия
Агенскалнская линия была самой оживленной: пароходы ходили всю ночь. Днем -- каждые шесть минут, ночью -- раз в полчаса. На остальных маршрутах -- только днем.
Флотилия Аугсбурга
Самым состоятельным пароходчиком считался Александр Аугсбург. На Кипсале ему принадлежали мастерская, в которой ремонтировали и строили небольшие суда, яхты, моторные лодки. В начале XX века у него была целая флотилия: 23 пассажирских парохода и четыре баржи.
Во время Первой мировой войны большую часть пассажирских судов отправили в глубь России, единицы оставили в Риге, на озере Югла.
В Агенскалнс, Ильгюциемс, Яунциемс...
При Карлисе Улманисе пароходное сообщение возобновилось, хотя не в прежнем объеме. В расписании общественного транспорта за 1936 год, имеющемся в личном архиве, всего три линии. В Агенскалнс, Ильгюциемс и Яунциемс. В Ильгюциемс пароходики ходили с 6.30 до 21.30 с остановками на Баласта дамбис и Цементной фабрике. До Ильгюциемса билет стоил 10 сантимов, до Баласта дамбис -- восемь. До восьми утра можно было ехать по сниженному тарифу -- вдвое дешевле.
Старая новая набережная
Набережная постепенно меняла облик. Когда-то она была деревянная, а в 1870-е начали возводить гранитную. Первым делом перестроили участок возле таможни, затем -- от Рижского замка до железнодорожного моста. Работы продолжались до 1891 года. Руководил ими городской обер-инженер Адольф Ахте. Новая набережная стала шире на 25 метров -- часть суши отвоевали у реки.
Дореволюционная набережная прослужила до 1944 года. Отступая, фашисты взорвали ее. На прежнем месте остались 24 большие воронки. Через пять лет набережную восстановили.
В последние годы набережная заметно похорошела: новые пешеходные и велосипедные дорожки, скамейки, фонари. Сегодня это одна из достопримечательностей города, откуда рижане и гости любуются и панорамой Задвинья, и Старой Ригой.
Илья ДИМЕНШТЕЙН
(Riga.lv.)