Семь рыбацких хижин
Когда-то неподалеку высился замок. Его велел заложить сам епископ Альберт, основатель Риги, для защиты Даугавы. В то время именно тут находилось устье самой большой реки Латвии, а уже позднее она поменяла русло. В XVII веке окрест и появились первые дома жителей поселка. На рисунке 1797 года, выполненном известным рижским краеведом Иоганном Кристофом Бротце, видны ветхие строения. «В Вецаки -- семь рыбацких хижин», -- писал Бротце.
На месте замка
Если хижины сегодня можно увидеть лишь на рисунках, то от старинного замка уцелели и живые свидетельства -- земляной оборонительный вал. Его можно увидеть на ул. Айру, 79a. За валом -- хутор «Сканстниеки». Приветливая хозяйка рассказала, что хутор стоит на месте замка. В 1920-е здесь проводились археологические раскопки, только потом разрешили строиться. В детстве она сама находила в земле старинные монеты, амуницию.
Старожил улицы Звеяс
А на прогулку по улице Звеяс отправляюсь со старожилом здешних мест Интой Витиней. Ее отец Алфред Виба в 1924-м начал работать землемером в Мангальской волости. В 1926-м государство выделило ему участок в районе нынешней улицы Звеяс, а в 1934-м он начал строить дом. Через год перевез из Риги супругу -- дипломированного агронома Эмилию.
-- Здесь тогда был сплошной лес. Отец называл эти места джунглями, -- рассказывает свидетельница довоенной жизни. -- Но папе нравилась девственная природа. Он ведь еще был охотник, рыбачил. Поэтому и решил пристать к здешнему берегу.
Сам проектировал дом, сам строил. На пиломатериалы пошли окрестные сосны. До войны улица носила иное название -- Звейниеку. Хотя слово «улица» весьма условное. На ней стояло всего несколько домов, а вместо проезжей части -- горы песка.
Герои романов Лациса
Часть улицы ближе к проспекту Мангали до войны жители называли Иннусциемс. Там жили рыбаки, большинство из которых носили фамилию Иннус.
Сворачиваем в переулок, и перед нами предстает хижина как будто из романа «Сын рыбака». Это единственный в Вецаки уцелевший дом рыбаков. Вполне мог бы стать местом экранизации романов классика латышской литературы.
-- Лацис очень точно описал быт рыбаков. Жили они бедно и трудно, -- продолжает мой экскурсовод. -- Вспоминаю их жен -- почти всегда латали старые сети. Мужья болели -- у многих на ногах были язвы. Следствие того, что все время в холодной воде.
На пляже было полно рыбацких лодок. Сети тащили не только люди, но и лошади. В конце улицы Велаву стоял сарай для рыболовного инвентаря.
Старая пристань
На улице Звеяс выходим к реке.
-- То самое место, где до войны была пароходная пристань. Мама впервые ступила на этот берег еще до знакомства с отцом -- в 1929-м. А сейчас в этом месте на соседние луга переплывают лошади из конюшни в конце улицы.
Инта показывает, где в детстве у них была купальня. Называли ее Радзиньш, а саму речушку -- Ипала. Купались в реке, на пляж ходили редко. Родители там вообще не появлялись: времени не было на развлечения.
Открытки Илоны Яхимович
Перенестись в прошлое мы сегодня можем и благодаря журналистке и председателю Вецакского общества благоустройства Илоне Яхимович: она собрала уникальную коллекцию старинных открыток о Вецаки. Есть в ней и сюжеты, рассказывающие о довоенной пристани.
В Вецаки -- на троллейбусе
А пароходики начали курсировать сюда еще в царское время. Сообщение поддерживала частная компания Александра Аугсбурга. В Риге пароходики отходили от Старого города. Билет до Вецакена, как тогда называли курорт, стоил 15 копеек. В 1930-е -- 50 сантимов, а путь занимал полтора часа. Сообщение продолжалось и после того, как пошли поезда.
Была идея пустить и троллейбус -- первый в Латвии. Газета Latvijas Kareivis в номере от 5 сентября 1935 года писала: «Рижская строительная управа решила в будущем году начать строительство первой в Латвии троллейбусной линии. Новая линия пройдет по Милгравскому мосту, чтобы дальше ее можно было продлить в Вецаки». Руководитель Рижской строительной управы архитектор Павилс Дрейманис информировал, что по троллейбусной линии будут ходить «электробусы на резиновых колесах».
Знаменитости улицы
С улицей Звеяс связаны и многие знаменитости. В 1960-е здесь жили выдающиеся латвийские скульпторы Игорь Васильев и Валентина Зейле. К молодой паре -- тогда мужу и жене -- приезжал мастер, имя которого сегодня знают во всем мире, -- Эрнст Неизвестный. Тогда он был еще студент и был поражен новизной почерка латвийских коллег. В 1982 году Валентине Зейле удалось уехать в Париж. Впоследствии она открыла там художественный салон, приобрела мировую известность. О своей жизни написала в книге воспоминаний, которую подарила автору этих строк.
На этой же улице жил и патриарх латышского театра Карлис Себрис. Летнюю дачу ему помог построить колхоз «9 Мая».
До войны здесь жила и самая красивая женщина курорта -- наездница Вента Марта. В те годы проводился конкурс «Мисс Вецаки», и этой чести удостаивалась красавица с улице Звеяс. Традиции продолжаются и в наши дни: дочь Инты Витини Инга в 1998 году стала мисс Латвия.
Илья ДИМЕНШТЕЙН, Riga.lv.