То празднование юбилея города не удалось превзойти и спустя целый век - в 2001-м, когда отмечалось 800-летие. О размахе царского праздника свидетельствуют не только воспоминания современников – сохранилось множество фотографий, буклетов, альбомов.
Эпицентром торжеств стали два парка – Стрелковый (нынешний Кронвалда) и Эспланада. В первом из досок и фанеры воссоздали уменьшенные копии средневековой Риги – пять башен с крепостной стеной, площадь с Ратушей, Дом Черноголовых, окрестные улицы с лавками и магазинчиками… А канал превратился в Венецию, по которой скользили гондолы. На втором берегу разбили африканскую деревню, где с обычаями и традициями знакомили сами уроженцы далекого континента. Из одной части парка в другую вели мостики, построенные через канал.
Другим центром торжеств стала Эспланада – на ней организовали ремесленно-промышленную выставку. Ригу сегодня не удивишь различными выставками – продуктовыми, садово-огородными, туристическими… Но где нынче в одном месте увидишь то, что выпускает местная промышленность? А тогда было чем гордиться: продукцию демонстрировали 775 предприятий, три четверти из них – рижские! Остальные – из регионов Лифляндии.
Была представлена и продукция знаменитых «Руссо-Балта», «Феникса», «Проводника», включая трамваи. А в дни работы выставки по городу пустили первый электрический трамвай, сменивший конку. И трамваи, как видим, до революции выпускали в Риге.
Не забыли организаторы пищевые предприятия. На выставке демонстрировали не только готовую продукцию, но и то, как ее изготавливают.
Поражал и визуальный облик: для выставки построили около 50 павильонов в стиле зарождающегося модерна. Меньше половины - на средства города, остальные – на частные. Работали рестораны, а в 10 вечера каждый день устраивались концерты...
Выставка на рижской Эспланаде могла бы дать фору и европейским столицам: Парижу, Лондону, Берлину. Здесь, близ Христорождественского кафедрального собора, уже со второй половины XIX столетия начали проводить промышленные выставки: рассказывать о достижениях, помогать коммерсантам завязывать деловые знакомства, находить новых покупателей.
Две беседки в Стрелковом парке в 1910 году. Одна – дальняя - не сохранилась, другая и сегодня украшает парк.
Столица Лифляндии на этом фоне не была пасынком – первая ремесленно-промышленная состоялась в Риге еще в 1883 году. Однако за это время город выходит на одни из ведущих ролей в экономике Российской империи, масштаб требует и нового подхода.
Уже в 1899 году образован комитет для организации празднования, объявлены конкурсы. Из девяти проектов, поданных на устройство выставки на Эспланаде, победил проект рижского архитектора Макса ШЕРВИНСКОГО. И не случайно. Он помогал в организации самой первой подобной выставки в Риге, а позднее, чтобы познакомиться с новейшими тенденциями, побывал на парижской.
Министр финансов царской России, приехавший в Ригу на торжества, был поражен достижениями рижской промышленности и размахом экспозиции. Сказал, что этому городу не жалко выделять деньги. Так и произошло. За годы, что оставались до начала Первой мировой, Рига буквально расцвела.
А торжества, приуроченные к 700-летию, продолжались почти все лето – с июня до середины августа. Чтобы гости с Эспланады могли быстрее добираться в Стрелковый сад и обратно, между парками построили деревянный пешеходный мостик...
По окончании празднования бОльшую часть конструкций и павильонов разобрали. Что-то перенесли в другие места. Так, предприниматель-пивовар Фриц ШИНДЛЕР купил часть строительных материалов и построил из них ресторан и театр в парке Гризинькалнс. Жаль, что в годы Первой мировой оба сооружения погибли.
Не сохранился и выставочный павильон, перевезенный после окончания выставки с Эспланады в Стрелковый сад. Это был необычный павильон в стиле каирских мечетей. Его владелец Карл ГЕРТМАН торговал, как тогда говорили, колониальным товаром - кофе и попросил Макса Шервинского использовать восточные мотивы. В Стрелковом саду в павильоне открыли кафе, где посетителям предлагали мороженое и соки.
И этот объект не пощадила Первая мировая. Сегодня его можно увидеть только на старинной открытке. Есть она и в коллекции вашего автора. А рядом – вторая беседка. Та, что и по сей день украшает старый парк.
Это был павильон, где рекламировали продукцию каменщика Кришьяниса КЕРГАЛВИСА. Сооружение также стало частью ремесленно-промышленной выставки, однако находилось в Стрелковом парке, а не на Эспланаде. И благополучно пережило все лихолетья. Хотя кое-какие детали утратило: стеклянный купол и бюст АЛЕКСАНДРУ II.
Бюст установили спустя год после празднования 700-летия Риги - в 1902-м. Это была инициатива немецкого Стрелкового общества, которому в середине XIX столетия царская семья выделила 13 гектаров земли для разбивки Стрелкового сада. А в 1864-м здесь побывал и сам Александр II. Долгие десятилетия сад был в частной собственности Стрелкового общества – посторонним вход туда был запрещен. И лишь к концу столетия его сделали общедоступным.
Бюст монарху отлили в Санкт-Петербурге и установили в павильоне Кергалвиса на высоком постаменте из черного мрамора. Как писали старые газеты, «в честь открытия все члены Стрелкового обществ парадом прошли по аллеям сада, звучали торжественные речи, и было зачитано письмо от Николая II».
С тех пор много воды утекло, и сегодня лишь каменная беседка в старом парке напоминает о том, что в далеком 1901-м отмечали 700-летие Риги. Удастся ли когда-нибудь латвийской столице превзойти эти торжества и вновь показать достижения промышленности, которые когда-то выводили ее на ведущее место среди европейских столиц?
В честь юбилея соорудили и макет городской стены Риги в натуральную величину.
А профессиональную стезю архитектора Шервинского продолжили его потомки. Сын, Владимир ШЕРВИНСКИЙ, в предвоенный период становится самым известным русским архитектором Латвии – по его проектам до войны возведено 25 православных храмов, общественные здания, памятники.
В свою очередь правнук Макса Шервинского – Эйжен УПМАНИС – архитектор, многолетний председатель Комитета братских кладбищ Латвии, в 1990-е и начале 2000-х входил в состав Совета по памятникам при Рижской думе. В том, что сегодня памятник Михаилу Богдановичу БАРКЛАЮ-де-ТОЛЛИ украшает Ригу, и его значительная заслуга...
Илья ДИМЕНШТЕЙН
Все фото – из архива