Спустя год часть респондентов (определенных по принципу случайной выборки) снова заполнили анкету: большинство из них чувствовали себя так же, как и год назад. Спустя еще десять лет ученые посмотрели, кто из участников исследования умер (от естественных причин) — среди них те, кто видел стакан как наполовину пустой и как наполовину полный, оказались представлены в равной степени.
По мнению Пето, авторы многочисленных исследований о положительном влиянии счастья и оптимистического настроя на состояние здоровья путают причину и следствие. Болезнь делает человека несчастным, а не счастье — здоровым, считает ученый.
Представление о терапевтической силе «позитивного мышления» прочно утвердилось в массовой культуре — от книжек по популярной психологии до многочисленных «вдохновляющих цитат» и «ленточек» в соцсетях.
Более того, «форсирование оптимизма может быть вредоносным. Эмоциональная работа по демонстрации позитивного настроя, которую вынужден проделывать больной и внутренне несчастный человек, лишь усиливает его стресс», — считает социолог медицины Гэйл Сулик (Gayle Sulik), эксперт по раку груди.