В России ценят латвийские товары за качество. Именно поэтому они могут вернуться на полки российских магазинов, когда санкции и запрет на ввоз рыбной продукции будут отменены. Сегодня же и заводы, и дистрибьюторы вынуждены искать пути диверсификации бизнеса, рассказала в интервью агентству ЛЕТА Галина Хорева, генеральный директор компании "Балтис", занимающейся импортом латвийской продукции в Россию.
-Что касается рыбных консервов, спрос был всегда, потому что многие из тех, кто жил во времена Советского Союза, еще помнят о латвийских шпротах. В отношении других продуктов спрос создавался, но люди знают, что латвийские продукты питания - это обязательно вкусно и качественно. Сегодня мы импортируем продукцию "Spilva", чипсы "Taffel", супы "Kronis" и другие товары.
- Какие сферы деятельности компании затронули нынешние двусторонние санкции и запреты?
- Проблемы у нас только с рыбными консервами. Остальную продукцию мы как продавали, так и продаем. Ни соусной, ни овощной консервации это не коснулось. Правда, девальвация рубля и инфляция тоже серьезно повлияли на ситуацию. Товары стали дороже, и все меньше покупателей могут позволить себе приобрести импортную продукцию. Трудностей и без санкций хватает.
- Как изменился оборот вашей компании в цифрах?
- Мы потеряли как минимум 50% по сравнению с концом 2013 года. Падение началось во второй половине 2014-го. В 2015 году оно еще усилилось в связи с запретом на ввоз рыбной продукции.
- На ваш взгляд, запрет на импорт рыбной консервации установлен по политическим соображениям?
- Мне сложно обсуждать эти вопросы, но я не могу сказать, что дело исключительно в политике. Честно говоря, всегда есть нарушения и некоторое несоблюдение требуемых параметров при консервации. Это относится не только к Латвии, но и к любому производству. Получается, есть два момента: политический и технологический.
- Как житель России, одобряете ли вы меры правительства в отношении европейских производителей?
- У меня двоякое чувство, но коллеги не дадут соврать, что я и раньше говорила: страна не может развиваться, если внутри нет производства. Мы должны производить разные виды конкурентоспособной продукции и экспортировать ее. В определенном смысле я рада тому, что у российских предпринимателей появились новые возможности и поле для действия. Конечно, как импортеру мне сложнее вести бизнес. Я понимаю, что надо его диверсифицировать и работать не только на импорт.
- Речь идет в первую очередь о рыбной промышленности?
- Да, мы сейчас ищем партнеров среди российских заводов.
- Смогут ли российские заводы производить товар, сравнимый с латвийским по качеству?
- В Калининградской области мы нашли заводы, которые могут делать продукцию не хуже рижских. Но не все предприятия такие: многие используют устаревшее оборудование, которое долгое время не обновлялось и не ремонтировалось. Новых производств меньше, но они есть. Можем столкнуться с нехваткой сырья, хотя это другой вопрос.
- Ваши коллеги из Латвии о введении запрета говорили, что вернуться на российский рынок латвийцам будет уже невозможно. Займут ли их место другие компании?
- Я с ними не соглашусь. У хорошего продукта в любом случае есть вариант вернуться на рынок. Надо понимать, что санкции - это дело проходящее. Качественные товары все равно помнят. Мы, в свою очередь, приложим максимум усилий, чтобы эти товары вновь продавались в России, когда сложный период кончится.