Впрочем, рыбаки — не тот народ, который склонен отчаиваться, предаваться панике. Со льда все еще можно ловить и на озере Лиласте, и на озерах Латгалии, Видземе. А некоторые непоседы едут даже на Чудское озеро. Вернулся оттуда и мой товарищ Олег Пронин.
— Понял, что тянуть нечего, позже льда может и не быть, и стал искать попутчиков для поездки, — рассказывает он. — В конце концов, нашел. Выезжали втроем на машине — шестидесятилетни
Вот уже много лет Олег едет в одно и то же место — Кодавере. Там и ночует — у своего приятеля, старовера, рыбака Федора Горюнова. Но на этот раз путь лежал километров на 60 дальше — в Муствеэ. Так решил водитель, сам опытный рыбак. Что ж, с рулевым не поспоришь.
Выехали в четверг в 12 ночи, к 5 утра были на месте. Отдохнули, подкрепились — и на лед. У Яниса был с собой навигатор, по которому можно определять глубины. Отошли метров на 300, и уже серьезная глубина — 6 метров. Прошли еще 1,2 км. Там глубина меньше — 4 метра. Свал, вокруг которого и расположились. У водителя были с собой санки, на них положил свернутую палатку. На льду установил, пробурил лунки и стал ловить. Тепло, светло, и ветер не задувает. А ветер, по словам Пронина, был еще тот. Но он рыбак бывалый — взял из дома дополнительную экипировку на сей случай. Хотя прогноз гласил, что ветра не будет.
Поклевки начались сразу же.
— "Матросиков" и даже стограммовых окуней не было, — рассказывает Олег. — От 150 граммов и по нарастающей. Я много лунок обычно не делаю. Вот и на этот раз двух оказалось достаточно. К концу рыболовного дня у меня было 5 кг отборного окуня. Не рекорд, но я доволен.
Янис поймал 10 кг, а третий рыбак остался налегке. Много бегал, сверлил, и в итоге облом. Лишнее свидетельство, что не только место все решает, требуется еще и умение. А дальше рыбаков ждали неожиданные приключения.
— Водитель предупредил, что с гостиницей договорился, — продолжает Олег. — В Муствеэ три гостиницы, из них две — летние. Часам к 15 мы были уже в одной из них, зимней. Хозяина нет. Звоним. Ждите, я на льду, через сорок минут буду. А у него еще один бизнес — развозит на специальном мотоцикле рыбаков по льду. Неплохой приработок — за километр берет по евро. Час ждем, два. Наконец хозяин вернулся.
Однако радость была преждевременной. Оказалось, все номера заняты. Знаете, кем? Литовскими рыбаками. Едут в такую даль на много дней.
Делать нечего. У Яниса еще один знакомый, у которого можно остановиться. Правда, километрах в 60 от Муствеэ — в поселке с говорящим названием Койко. Койки там оказались. Не в гостинице, а в жилом доме, где сдают комнаты. Ночлег вышел на 5 евро дешевле, чем в гостинице — 10 евро с человека, но и удобств поменьше.
А на следующее утро вновь поехали на старое место — в Муствеэ.
— На этот раз я решил не идти так далеко. Расположился в 300 метрах от берега, а напарники пошли на 1,5 км, куда и в первый день. В итоге первую поклевку я увидел только в 12 часов, — говорит Пронин. — И все же с десяток достойных окуней взял. В 14 часов был уже на берегу. Мы заранее договорились, что в 15 выезжаем. Но товарищей нет и нет. Звоню. "А у нас клюет", — говорят. Я не в обиде, все понимаю. Но часа три пришлось еще подождать.
По словам Олега, некоторые рыбаки едут на Чудское и на заработки. Правда, рыба дешевеет. Раньше за килограмм окуня местные перекупщики давали 1,3 лата, теперь столько же в евро. Знакомый Олега в первый же день продал весь улов — 9 килограммов. Заработал 12 евро. Некоторые наши рыбаки зарабатывают и так: сами покупают на месте по дешевке щуку — килограммов по 30–50, а потом везут перепродавать в Ригу. Что ж, народ выживает как может. А некоторые местные жители — русские из Причудья — выкручиваются так: берут заказы из Питера на пошив одежды и затем отвозят в Россию. Так что, как бы ни изголялись наши политики в адрес России, что в Эстонии, что в Латвии, простые люди всегда найдут дорогу друг к другу, знают, как лучше. Вопрос: на фига нам вообще такие политики, которые жить мешают?
В Латвии со льда лучше сейчас берет белая рыба — плотва, подлещик. Разумеется, ловят ее с прикормкой. А окунь даст о себе знать, как только вернутся морозы. Обещают, что они все же наступят. Хотя верится в это с трудом…
Многие знакомые уже ловят по открытой воде вимбу. Хорошо ловится и на Гауе, и на Лиелупе, и на Венте. Размеры вимбы на Гауе достойные — 35–40 сантиметров. И в количественном выражении уловы хорошие — по пять красивых рыбин на рыбака.
На что лучше ловить? Смотря чем. Если фидером, а при таком течении ловят этой удочкой (донной), то лучшая наживка — креветка. Если поплавочной снастью, то самые ходовые наживки — мотыль, бутерброд мотыля с опарышем, обычный червь.
Мой товарищ в выходной тоже открыл сезон ловли вимбы — на Лиелупе под Елгавой. Ловил фидером на мотыля и опарыш. Правда, поймал одну вимбу — под 40 сантиметров. Но многие рыбаки, по его словам, вытаскивали норму.
И о рыболовной этике. Встречаю на днях знакомого рыбака. Вместо приветствия вопрос: "Ты зачем писал, что на Вецдаугаве хороший клев? Сейчас народ понаедет со всей Риги — от Иманты до Плявниеков". Я опешил. Не подозревал, что рыбак, как бы помягче изъясниться, такой крохобор. "Неужели на Вецдаугаве места мало? — спрашиваю. — Да к тому же тебе, опытному рыбаку, отлично известно, что рыбачить можно рядом, а результат будет разным — один уйдет с ящиком рыбы, другой пустым. Потому что еще и ловить нужно уметь".
В моей практике подобное не впервые. Как–то один рыбак тоже высказывал недовольство тем, что выдаю в газете места, где и как клюет, и тоже речь шла о Вецдаугаве. Правда, не о зимней рыбалке, а о летней.
Но самый тяжелый случай из разряда рыболовного крохоборства произошел лет десять назад. С мая по октябрь я тогда ездил на озеро Лиласте, шел вдоль берега в направлении полигона примерно час, а потом в высоких сапогах или гидрокостюме заходил в воду. Снаряжал спиннинг и начинал ходить по воде и блеснить. Народу там был мало — машиной трудно добраться. Так вот, однажды еще один спиннингист, ловивший чуть в стороне, поймал щуку. А когда проходил мимо меня, закрыл блесну рукой — чтобы я, не дай бог, не увидел, какой же блесной он ловит.
Но это все действительно вещи из ряда вон выходящие, потому что 99 процентов рыбаков нормальные, жизнерадостные, общительные и доброжелательные люди, которые никогда не пойдут на то, о чем я рассказал. Случается, конечно, что и сами рыбаки–подледник
А о том, что окунь ждет не под каждой лункой, свидетельствует такая история. Поехал как–то знакомый зимой на Киш–озеро, в район гольф–клуба, вместе с новичком, молодым рыбаком. У обоих клевало отлично, а недалеко опытные рыбаки сидели на голодном пайке. Неожиданно у знакомого застряла на дне мормышка — хорошая, оставлять было жалко. Пошел к товарищу, у которого был отцепник на сей случай. Лунку расширили и на поверхность подняли не только мормышку, но и старую браконьерскую сеть. А в ней личинки, мормыши и прочая живность, которая привлекала окуня. Вот и объяснение, почему тут клевало, а по соседству — нет. Так что как ни старайся рядом с тем, у кого клюет, делать лунки, ничего может не получиться. Не под каждой же лункой старые сети с таким деликатесом для окуня.
Дмитрий ИЛЬИН.